А. Савкин, коуч-консультант, директор Института коучинга, Санкт-Петербург

 (www.coachinstitute.ru)

МАНИПУЛЯЦИЮ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО!


ГЛАВНАЯ

о газете

подписка

статьи на заказ

тест

кроссворд

редакция

 
Назад

Вперед

Назад

 

 

 

Как часто в бизнесе, да и вне его, мы подвергаемся манипуляции. Нередко она настолько изощренно маскируется под «реальную» действительность, что, оказавшись жертвами манипулятора, мы продолжаем оставаться в смутном неведении происшедшего с мерзким, липким    ощущением, что нас попросту использовали.

Случается еще хуже, когда нам приходится расплачиваться за результаты своих действий, которые, по сути, нашими не являлись. Ибо мы не ведали, что творили!  Но кого интересует это «после»! И как доказать свою невиновность, если все,  «от начала до конца, сделано моими руками».

 Так что же такое «манипуляция»?

                    Под манипуляцией понимаются действия со стороны того, кто манипулирует – «манипулятора», над тем, кем манипулируют – «марионеткой», с целью получения манипулятором выгод, зачастую односторонних. Причем истинные цели, которые преследует манипулятор,  до марионетки не доносятся. Корни подобных действий уходят в наше детство, когда, будучи совсем юными, мы неустанно шлифовали мастерство манипуляций:

·        перенимая родительский опыт манипуляции нами.

 Пример: мама,  обращаясь к маленькому сынишке, говорит: «Ты пойдешь спать прямо сейчас или сначала игрушки уберешь?». Или:

 «Иди, иди доченька на дискотеку! Веселись! И совсем не думай, что твоя мама умирает от головной боли».

 ·        изобретая свои способы достижения желаемого, выявляя и учитывая слабые места родителей, которым в силу ряда причин, проще действовать шаблонно, чем каждый раз ВИДЕТЬ своего ребенка и взаимодействовать с ним, живым, а не с «желанным образом» того, каким он должен быть. 

   Пример: Маме очень важно быть «любящей мамой». И вот из уст ребенка, сквозь рыдание звучит: «Меня никто не понимает! И даже ты, моя мамочка, меня не любишь!!! Ведь если бы ты меня любила, то…»

                      Как правило, методом проб и ошибок, начиная манипулировать другими, мы нарабатываем положительный опыт. Человек неоднократно добивается желаемого, используя манипуляции. Он видит, как успешно это делают другие. И он сознательно или  бессознательно использует этот подход, не подозревая, что манипуляция отравляет отношения и совсем недопустима в случае, если нам важно выстроить долгосрочные партнерские, дружеские отношения. Ведь любой человек, ставший жертвой манипуляции, рано или поздно понимает это. После чего ни о каком доверии к манипулятору не может быть и речи. А доверие, как базовое понятие, лежит в основе любви, дружбы, семьи, команды.

                    Для того, что бы эффективно противостоять, избегать и  нейтрализовать манипуляции, важно, как минимум,  знать ее характеристики и признаки. Будем помнить, что манипуляция сама по себе - это «не хорошо и  не плохо». Но у  каждого человека должен быть выбор: становиться «марионеткой» самому или уметь сказать  манипуляции «нет!».

  Характеристики манипуляции:

1.     Тайный характер воздействия.

Ни один уважающий себя манипулятор не скажет вам, что он от вас хочет на самом деле! Он будет говорить все что угодно, только не правду! При этом, как правило, манипулятор в общении с вами  выступает в одной из следующих ролей или искусно меняет их, переходя от одной к другой:

·       ЖЕРТВЫ. Он изображает бедного, несчастного, зависимого, жизнью обиженного и т.д. человека.

·       КАРАТЕЛЯ. Олицетворяет собой «меч правосудия», борца за справедливость, обличителя и т.п.

·       СПАСАТЕЛЯ. Здесь в действие идут такие роли, как: бескорыстный помощник, лучший друг, тот, кто ради вас «не пожалеет живота своего» и пр.

 2.     Игра на  ваших потребностях.

Вы становитесь уязвимыми для манипуляций, если демонстрируете окружающим, что нечто для вас очень важно сейчас в жизни.

           Пример 1. В одной компании ряд сотрудников остро нуждались в улучшении жилищных условий. Руководство компании пообещало некоторым из них помочь с кредитом. И после этого, ненавязчиво, по отношению к «осчастливленным», началось: «Не трудно ли вам будет сделать…»,  «А не могли бы вы…», «Мы надеемся, вы не откажете нам в…» и т.д.

         Пример 2. Молодой, талантливый менеджер решил сделать головокружительную карьеру. Быстро и ярко. Активно включился в работу, отдавая себя целиком делу. И очень скоро  о нем заговорили, как о талантливом и перспективном! Прошло еще немного времени,  и его пригласил на личную беседу один из совладельцев компании. «Мы решили открыть филиал нашей компании в другом городе. Нам нужен исполнительный директор. Ты понимаешь, что это возможность стремительного карьерного роста. Увеличение зарплаты. Ну и возвращение через год-два к нам. В головной офис, но на позицию, как минимум, топ-менеджера. С долей участия». У молодого человека  дыхание перехватило! Вот он, его звездный час! А совладелец продолжает: «Я перебрал всех претендентов на эту должность. И я уверен, что ты - номер один! Но!   Мой напарник немного сомневается. Уж больно ты молод. В связи с этим, не мог бы ты ему, не мне, доказать, что молодость здесь не помеха? Есть один проект. Посмотри,  насколько он реален. Стоит ли в него ввязываться. Ну, в общем, ты знаешь, что делать». И менеджер начал заниматься проектом в…  свободное от основной работы время. И вот на стол к руководству легла пухлая папка. Совладельцы фирмы, листая ее, восхищались проделанной им работой. Но закончили разговор обескураживающей фразой:  «Молодец! Теперь никто из нас не сомневается в том, что ты – «номер один». Вот только мы подумали-подумали и решили пока повременить с филиалом. Уж  прости!»

 3.     Опоры на автоматизмы.

 Если у человека есть непоколебимые принципы и привычки, то манипулятору легко на этом играть.

 Пример. Сотрудник всё делает безупречно, потому что не может себе позволить никаких «тяп-ляп». В результате ему дают самую ответственную работу, при сохранении, разумеется, прежней зарплаты.

 4.    Управление человеком через выделение определенной, присущей ему роли.

Все мы в жизни в то или иное время выполняем те или иные роли: сотрудника, водителя, пассажира, родителя и т.д. Вот этим манипулятор и пользуется.

 Пример 1. Всем нам до боли знакомы фразы: «И не стыдно, а еще мужчина», «а еще дочь», «а еще руководитель» и т.п.

 Пример 2. Идет женщина по улице. К ней подходит гадалка и говорит:

- Дай погадаю. 

- Нет, спасибо!

- Дай погадаю!!

 - Отстаньте!!!

-         Отстать-то я отстану, да что с твоим ребенком (мужем, мамой и т.п.)   после этого  может случиться?!!

                      Возникает вопрос – что делать? Как понять, что вами начали манипулировать, если сам манипулятор об этом не говорит. К счастью, не смотря на то, что манипуляция является скрытой формой воздействия, у нее существуют признаки, которые выдают ее присутствие в общении.

 Внешние признаки манипуляции

1.     У вас возникает чувство необычности ситуации. 

Во время общения с человеком возникает ощущение или явно бросается в глаза, что «все идет как всегда, но что-то не так!».

 Пример 1. Руководитель здоровался с сотрудником «через раз», кивком головы. И вдруг! «Здравствуйте! Как ваши дела? Присаживайтесь! Вам чай, кофе?..»

 2.     Неконгруэнтное поведение партнера.

·       Несовпадение паралингвистических и невербальных сигналов.

Говоря по-русски – человек говорит одно, а тело показывает совершенно другое. А мы-то знаем, что тело никогда не врет! Потому что не умеет!

 Пример: руководитель спрашивает у сотрудника: «Ты был сегодня на переговорах?». - «Был!» - отвечает сотрудник, но при этом голова его слегка поворачивается слева направо, что означает, как известно,  «нет!». И если ваш сотрудник не болгарин, то велика вероятность, что он говорит вам неправду.

·       Резкая смена темпа разговора, привычного стиля речи, тембра голоса. Возникает ощущения некоторой наигранности, пафосности, чуть уловимой фальши. Ощущение плохой игры.

 3.     Повышение психического напряжения -  у вас.

Вроде бы собеседник говорит по существу, зачастую правильные вещи. А у вас тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимается сердце  - у  каждого своя телесная реакция. Но практически все ощущают «отток энергии», дискомфорт. В данном случае тело реагирует на манипуляцию, но голова ее не осознает. Как только наступает осознание – телесные симптомы «чудесным» образом исчезают. Опыт подобного общения  плодит слухи об «энергетических» вампирах! У меня в практике был курьезный случай, когда на консультацию пришел человек и рассказал, что у них в компании появился такой «энергетический вампир»!!! И не мог бы я  отрубить ему астральный хвост! Через 20 минут возможное «астральное кровопролитие» было  предотвращено. На поверку дня оказалась чистейшая, профессиональная манипуляция со стороны сотрудника компании.

 4.    Необъяснимые, на первый взгляд, смены настроения  у вашего партнера.

Человек только что общался с тобой нормально и вдруг «ни с того ни с сего» перешел на оскорбления, визг, начал рыдать. Любой нормальный человек чаще всего отреагирует на такой тип поведения уступкой. Чего, в общем-то,  и добивался манипулятор.

 5.    Необъяснимые, но отчетливые чувства страха, ревности, обиды, ненависти –  у вас.

Как правило, при общении с манипулятором такие чувства появляются  неожиданно.

 Пример. В отделе  «А» работала семейная пара. Удивительная, потому что муж и жена искренне любили друг друга! В отделе «B» работала жуткая интриганка, которой больно было видеть счастье других. И она решила их разлучить. Просто так, ради спортивного интереса. «Почему кому-то должно быть хорошо, когда мне так плохо!» - рассуждала она. Более того, она решила сделать «многоходовку». В отделе «С» работала дама, назовем ее Катя, которая периодически конфликтовала с интриганкой. План был прост: рассорить семейную пару, стравить жену с Катей, а самой понаблюдать со стороны за происходящим. Как это было сделано? Интриганка подошла к женщине и сказала: «По моему глубокому убеждению, все мужики козлы! Все!!! Но, глядя на ваши отношения, я поняла, что не права. Скорее всего, во мне самой что-то надо изменить, чтобы и моя половинка нашлась. И ты знаешь, размышляя над этим, я поняла секрет вашего счастья. Это свобода, которую вы даете друг другу! Я вчера вечером зашла в кофе. А там твой сидит с Катюхой. По ножке ее гладит. А я думаю, какая ты умница. Вот он сейчас с ней наворкуется. Сбросит с себя стресс обыденной семейной жизни. И у вас снова будет мир да любовь!»

            В груди собеседницы «вдруг» вспыхнула ревность. Но хватило мудрости самой во всем разобраться, сопоставить факты и сделать правильные выводы.

 6.     Преувеличение важности того, что партнер просит сделать.

 На практике это выглядит так: собеседник просит о некой незначительной услуге, но мимоходом замечает, что если вы его не выручите, то произойдет катастрофа вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п..

 Как же противостоять манипуляции?

При проявлении одного из признаков манипуляции, важно:

1.     «Включить» свое осознание.

Попытаться понять, зачем и к чему говорит ваш собеседник. Сопоставить факты.

2.     Не стесняться задавать вопросы, целью которых является прояснение ситуации.

Например: «Почему ты с этим вопросом обращаешься именно ко мне?», «Если можно, скажи в двух-трех фразах, что именно ты от меня хочешь?», «Какую цель ты преследуешь, рассказывая мне все это?»

Уважайте себя!

И важный постскриптум. Даже если человек, подвергающийся  манипуляции,  находит в себе смелость задавать «проясняющие вопросы». Даже если он понял, что им начали манипулировать. Человеку очень трудно не стать ее жертвой, если у него имеется заниженная самооценка, существует зависимость от мнения окружающих, отсутствует или недостаточно выражено уважение к себе. Если человек не умеет ценить, любить и принимать себя таким, какой он есть, со всеми своими минусами и плюсами.

Тогда все  знания, приемы, и даже  обретенные на тренингах и в жизни навыки останутся безусловно интересной, но бесполезной информацией.

 

«Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[111]2005) 

Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром |

    Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна