ЭНДИ УОРХОЛ - ГЕНИЙ ЭПОХИ МЕНЕДЖЕРОВ


ГЛАВНАЯ

о газете

подписка

статьи на заказ

тест

кроссворд

редакция

 
Назад

Вперед

Назад

 

 

 

В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу можно посмотреть работы Энди Уорхола (1928-87). Это самая крупная выставка его произведений в нашей стране. Она организована музеем Энди Уорхола в Питсбурге, штат Пенсильвания. Представлены не только картины «принца поп-арта», но и его графические работы, знаменитые фотографии, фильмы. Энди Уорхол - знаковое явление глобальной поп-культуры, носитель ее штампов и значений. Посмотреть эту выставку будет интересно всем, кто хочет держать руку на пульсе современности и понимать, что ее питает. Мы ведь тоже превратились в рядовых производителей и потребителей поп-индустрии  за последнее время. В рамках проекта в галерее состоятся лекции, обсуждения, встречи с российскими представителями поп-арта. Выставка работает до 13 ноября.

 Поп-арт Энди Уорхола подобен забавной детской игре, а у взрослых такая игра, если она  позволяет зарабатывать большие деньги, называется шоу-бизнесом. Черный кольт размером в человеческий рост; знаменитые визуальные ряды - бесконечные, как рекламные ролики, банки с консервированным супом «Кэмпбелл» и бутылки «Кока-колы»; ярко, разнообразно раскрашенные клоны Мерилин Монро; расцвеченные всеми цветами радуги человеческие черепа и лица самого Уорхола с вздыбленными волосами – все это неожиданно и эффектно. Много лет назад огромные полотна с изображениями ванны, унитаза, Мао, Ленина, серпа и молота - эпатировали. На выставки Уорхола слетались бабочки американского бомонда: о, как оригинально! Как неожиданно! Как смело!

«Бедная Золушка» из семьи словацких эмигрантов, Эндрю Вархола прорвался на подиум самой Америки и попал под яркий свет ее софитов. От пролетарского прошлого в нем осталось только трудолюбие. От всего остального, в том числе и от биографии, он предпочел избавиться, сочинив легенду о своем непростом происхождении. Он любил искусственную жизнь - пластик, стены из серебряной фольги, зеркальные шары, любил модный лоск, который создавал человеку личину, любил давать знакомым претенциозные прозвища  («Суперстар», «Америка», «Ультрафиолет») и придумывать им биографии. Посетив эту выставку, вы поймете: Энди Уорхол виноват во всем.

В том, что по TV мы постоянно видим жующих, пьющих, потряхивающих волосами молодых людей. Они эротично вертят попками (даже если это толстенькие полицейские), постоянно чистят зубы и бреются с таким выражением лица, будто нет ничего более важного в жизни человека. Где они живут – неизвестно, временами посещают красивые офисы, но и там, мы знаем, они жуют жевательную резинку и пьют чай. Ясно, что эти персонажи – обитатели теплой, богатой страны, им всегда хорошо, у них много денег, и они приглашают весь мир присоединиться к ним. Пропуск в эту страну – потребление рекламируемого товара.  А много ли надо бабочке, чтобы поверить фонарю, что он заманивает в рай?

Энди Уорхол виноват в том, что мы обречены созерцать мокрые пивные бутылки с разными этикетками, которые медленно вращаются в круге света, как красавицы на подиуме. Каждый вечер мы обречены созерцать льющуюся, кажется, прямо нам в рот  желтую пивную струю, йогурт или чай.

Уорхол делал рекламу чулок, парфюма и женских прокладок и стал в этом профессионалом. У него, безусловно, был вкус, талант дизайнера и умение побеждать в ситуации конкуренции. Он поверил, что если потребляют то, что он делает, и платят ему хорошие деньги, то он занимается искусством. В одном интервью он заметил, что «поп-арт – это один из способов любить вещи». Читай - один из способов заставить человека их любить, новый вид насилия.

«Реальность, к которой приближалось его искусство, не была ни загадочной, ни возвышенной: она была банальной», - писал Артур Данто в работе «Философ Энди Уорхол». Художник понял, чего жаждет людская банальность: выглядеть значительной и приковывать внимание. Казаться, а не быть. Он был достаточно талантлив, чтобы помочь банальности в этом. И она была ему благодарна.

Рекламные существа постоянно демонстрируют тело и хорошие зубы, их улыбки похожи на оскал. В их глазах нет мысли, в их улыбках нет радости, в их лицах нет души.

Только подвергшись насилию рекламы, понимаешь: Бог, действительно, умер. Проблемы экзистенциального выбора больше нет, существует лишь проблемы выбора товара. Цель в  жизни очевидна, и не нужна философия и вечные вопросы. Цель жизни – заработать больше денег.

Конечно, Энди Уорхол в этом не виноват. Он почувствовал, куда дует ветер нового времени, и выразил направление его движения. Выразил наиболее ярко, демонстративно и полно. Если бы не он, обязательно были бы другие – не один, так несколько, не звезда, так россыпь мелких звездочек. То, что начиналось в 50-е как яркий, новаторский  эксперимент, сегодня выродилось в кич.

Уорхол понял, что новому Молоху важно не то, что внутри, а то, что снаружи, не смысл, а техническое исполнение, не культура, а мода. Он стал символом виртуального мира, мира, подобного реальному, как подобна ему тень или отражение в воде. Он стал одним из Водителей–Крысоловов, улавливающих человеческие души и уводящих их за собой в никуда. Уорхол стал первым менеджером от искусства, и его отметили печатью – он получал огромные деньги за свои работы.  Уорхол – символ новой, нарождавшейся в 50-е  годы цивилизации, корпоративной цивилизации менеджеров, у которой нет религии, нет культуры, искусства, нет смысла, морали; есть только корпоративные правила, корпоративная этика, корпоративное производство и доходы. Это цивилизация виртуального продукта, в которой ценится искусство воплощать слоган: «Продайте звук жарки стейка, а не сам стейк!». Приписывать этой цивилизации понятия из исторического прошлого – бессмысленно; она не имеет ничего общего с христианской цивилизацией. Она эксплуатирует культуру и искусство прошлого в коммерческих целях. Это новый всемирный  феодал, Большой брат.

Энди Уорхол, выставив в 1962 году в галерее «Ферус» в Калифорнии изображения консервных банок  с супом «Кэмпбелл», хотел эпатировать и прослыть маргиналом, а стал популярным продуктом, таким же, как банки «Кэмпбелл» для него самого.

Мы недавно живем в мире капитализма. Но от него уже тошнит  - от его манипулирования людьми, его аморальности и зацикленности на деньгах, выхолощенности от смыслов и ценностей. Хочется закрыть глаза, потрясти головой – может, этот внезапно родившийся у нас в стране морок пропадет? Хочется сказать ему: «Тень, знай свое место!» Ведь этот морок упорно внушает нам, что это мы – его тень, послушная его движеньям.

Ольга Жигарькова

«Психологическая газета: Мы и Мир»(№9[109]2005) 

Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Наши за бугром |

хостинг от azz.ru    Rambler's Top100

При использовании материалов сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" или на сайт обязательна