Какой простой казалась история страны в
советских учебниках! Вспомним историю Великой Отечественной: фашистская
Германия вероломно напала на СССР, мы, выгнав немцев с территории нашей
страны, освободили от гитлеровцев всю Европу. В этом нам помогали союзники
– Франция, Великобритания, США.
Сегодня мы находимся на обломках СССР и не
можем смотреть на историю недавнего прошлого так, как прежде. Это было бы
абсурдно: для того, вроде бы, и страну развалили, чтобы избавиться от ее
идеологии.
Как же теперь смотреть на историю?
Казалось, живи и радуйся: появилась
возможность объективно оценить свое недавнее прошлое.
Но радоваться не получается: мы существуем в
глобальном мире, который не похож на клуб ученых, дружелюбно дискутирующих
об объективной истине и благе всего человечества.
Мы открыли для себя, что мир не ищет истину
и не базируется на науке. Мир ищет мифы и базируется на идеологии.
В глобальном пространстве господствует
либеральная идеология, созданная по западным лекалам, которая жестко
определяет, как надо интерпретировать не только современные события, но и
дела дней минувших.
Одним словом, есть схема, которая задает,
как жить и что думать.
Удивительно похоже на советскую идеологию,
от которой мы бежали, как от чумы! Или на фильм «Матрица».
Эта глобалистская, или либеральная, или
западная идеология – называй ее как хочешь, слаще не будет: она определяет
угол зрения, под которым требуется смотреть на мир и его историю.
Идеология Запада – гражданская и направлена
на поддержание своего государства, его благоденствия и спокойствия... За
счет остального мира.
Мы оказались шахматной фигурой, одиноко
стоящей на мировой шахматной доске, где игра идет не по нашим правилам.
Возможно лишь два выхода: встроиться в
господствующую идеологию или создавать свою собственную.
Что будет представлять собой наша недавняя
история в первом случае? Мы сможем работать только в тех понятиях и
категориях, которые заданы Западом. А это значит, что советское прошлое
надо понимать как тягостную страницу истории, которую надо осудить;
Советский Союз – как империю Зла с большой буквы: в ней отрицалась
религия, уничтожалось крестьянство, всю страну засадили в лагеря.
Диктаторский режим не только создал в стране атмосферу страха и несвободы,
но и стремился распространить свое господство на весь мир.
Такая точка зрения на советское прошлое
неприемлема, потому что примитивна и необъективна. История – не комиксы
для чтения на досуге. Историю страны делали родители и деды каждого из
нас, и утверждать, что они были винтиками в машине, производящей Зло, -
оскорбительно для их памяти. Они строили города и заводы, сажали хлеб,
учили детей, лечили больных, создавали науку и культуру – и достойны
уважения. Никто не спорит: недостатки системы надо анализировать, но чтобы
грязью, да прошлое всего народа... Особенно больно, когда в американские
идеологические матрицы втискивается история Великой Отечественной войны.
Пока западные идеологи пытались демонизировать советский период истории в
целом, многие пребывали в растерянности и сомнении, не зная, которая из
сторон правильно трактует события. Но когда интерпретаторы добрались до
Второй мировой, общество почувствовало угрозу самим основам своего
существования.
Для нашего народа Великая Отечественная
война – очень важное историческое событие, одно из тех общих дел, которые
можно назвать «народообразующими», героическими, которые становятся на
столетия, а то и тысячелетия источниками для эпических повествований и
семейных преданий. Такие события помогают народам страны выстоять в
трудные минуты кризисов и государственных катастроф. Именно вокруг Великой
Победы объединялись наши соотечественники в тяжелые 90-е: и у нас есть чем
гордиться!
Нет семьи, нет дома, где не оплакивали бы
родных, погибших в этой войне. Победа в ней потребовала от народа
мобилизации всех сил, полной самоотдачи и самопожертвования. Война
принесла много горя и оставила множество шрамов. Чтобы жить дальше, нужно
увидеть смысл в пережитых страданиях и принесенных жертвах. И война была
осмыслена как подвиг в борьбе за освобождение мира от фашистской чумы. Так
было названо Добро и Зло. И мы оставались в стане Добра, и народ,
переживший ад, увидел высший, жертвенный смысл в своем просветленном горе.
И вдруг какие-то люди начинают объяснять,
что мы представляли лагерь Зла.
Сначала один за другим во время
перестроечной неразберихи в информационное поле вбрасывались факты,
порождающие смуту в душах и разброд в мыслях. Это и «позорный пакт
Молотова-Риббентропа», и Катынь, и безвинно расстрелянные перед войной
гениальные военачальники, и неготовность к войне, и «бездарность» наших
командиров, по вине которых целые армии попадали в окружение, и вообще
слишком высокая цена этой победы. Такие истории возникли во времена
Оттепели, но только в конце 80-х были широко озвучены.
Голоса серьезных ученых, понимающих логику
истории, к сожалению, раздаются слишком редко, тогда как другие,
обвиняющие, крикливо-гневные, обещающие нам «раскрыть правду о войне»,
регулярно несутся отовсюду. Идет дискредитация нашей победы и умаление
героизма народа, открыто демонстрируется неуважение к праху и памяти
погибших воинов. Более того, усилиями наших соседей – Украины, Грузии,
Латвии, Эстонии, стран Восточной Европы – нас пытаются записать в «злодеи
20 века» наряду с фашистской Германией – как захватчиков (оккупировали
Прибалтику), как угнетателей (создали «голодомор» - позорный термин,
озвученный украинцем Ющенко) и как жертв тоталитарного государства (в
котором народ держали в лагерях).
Очевидно, что на идеологическом фронте
продолжается Холодная война, которая, по мнению ее генералитета, должна
завершиться полной капитуляцией нашей страны, признанием коммунистического
прошлого подобным нацизму, раскаянием и контрибуциями пострадавшим в этой
войне. Очевидно, что после этого мы лет 50 будем подвергаться остракизму
со стороны всего мира, который слепит десятки кинострашилок про ужасные
Советы, лагеря и КГБ на потребу глобальному обывателю.
Пример такому развитию событий уже есть –
немного времени потребовалось, чтобы создать образ опасного мусульманина -
террориста и фанатика, немного времени потребуется, чтобы создать образ
опасного врага из нашей страны. Тем более что несколько лет назад сам
министр культуры нашей (!) страны Швыдкой вбросил в дискуссионное поле
недопустимый термин «русский фашизм», который охотно подхватили
либеральные журналисты.
Что делать в такой ситуации? Как
обороняться? Очевидно, что нужно, привлекая к работе квалифицированных
специалистов, скорыми темпами создавать новую историческую доктрину и
формировать свой, новый взгляд на советский период истории, очищенный как
от коммунистических идеологических штампов, так и от яда зарубежной
пропаганды. Надо преодолевать мифы Холодной войны, вовлекая в широкий
обиход новые факты и данные, восстанавливающие историческую
справедливость.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№10[134]2007)
|