Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

МНОГОЛИКИЙ ШАМАНИЗМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ


Как оказать эффективную поддержку страдающему человеку? Этот вопрос продолжает волновать психологов. В поисках действенной помощи они обращаются к практикам различных религий, в том числе к шаманизму. Мы решили побеседовать на эту тему с молодым клиническим психологом, аспирантом Института этнологии и антропологии РАН Надеждой Анатольевной Купряшиной, которая изучает современный шаманизм. В последнее время она занимается исследованиями любопытного явления – «городского шаманизма». Что это такое, как соотносится шаманские методы и психотерапия - об этом и многом другом пошел у нас разговор.

- Надежда Анатольевна, сегодня шаманизм продолжает существовать?

- Шаманизм в настоящее время активно возрождается в тех регионах, где он является традиционным религиозным верованием. В некоторых республиках (Бурятия, Тыва, Саха) шаманские практики обрели статус официально признанной религии. Но независимо от признания на официальном уровне, с начала 1990-х гг. повсеместно идет речь о возрождении шаманизма именно как религиозной системы.

- Он стал распространяться по регионам, где прежде ни о каком шаманизме не шло речи?

- Да, действительно, в это же время шаманизм стал популярен на территориях, где он никогда не был традиционным верованием. Главным образом, это крупные мегаполисы – Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие регионы. Мы называем такое явление «городским шаманизмом».

- Что ученые называют шаманизмом вообще?

- Единого общепринятого определения не существуют. Например, выдающийся этнограф В.Г. Богораз определял шаманство как стадию религиозного развития – первичную форму, объединяющую первобытную науку, медицину и хирургию, музыку и поэзию, религиозный культ.

- Кто же тогда шаман – врач, служитель культа?

- А шаман – это человек, обладающий особым даром, благодаря которому он может общаться с невидимыми обычному глазу мирами, служить своеобразным посредником между людьми и миром духов по самым разным вопросам.

- Он помогает решать проблемы, важные для всего сообщества?

- Шаман выполняет ритуальные функции, которые должны обеспечить хорошую погоду, защитить урожай, а отдельному человеку помогает в решении частных проблем – защититься и исцелиться от болезней, привлечь к нему удачу.

- С какой целью изучаются психологические аспекты шаманства?

- Это связано с историей исследований шаманизма (кстати, впервые он был обнаружен у нас в Сибири в 17-18 вв.). Дело в том, что наряду с описаниями шаманизма как системы традиционных верований определенного этноса, в отчетах этнографов присутствовали описания шаманских ритуалов, того, как шаманы их проводят, как на все это реагируют окружающие. Долгое время главенствовала точка зрения, что шаман – это как минимум склонный к неврозу, психически неуравновешенный человек с нарушенным поведением, страдающий галлюцинациями. Но при этом было очевидно, что он выполняет какую-то очень важную функцию в своем сообществе, часто пользуется авторитетом и уважением. Не говоря уже о том, что такое «нарушение» имеет тенденцию передаваться из поколения в поколение. Важный вклад в понимание этих проблем внес выдающийся этнолог С.М. Широкогоров. Он считал, что оценивать личность шамана необходимо с позиции его соплеменников, для которых его поведение не просто нормально, но и значительно. Широкогоров подчеркивал, что важен не сам «шаманский недуг», а возможность его регуляции, приглушения. Подобным даром обладали лишь те, кто умел управлять своей психикой. Широкогоров считал, что шаманы, с одной стороны, обладают подвижной психикой и самовнушаемостью, а с другой - приемами психологического и гипнотического воздействия на людей, и поэтому могут исполнять психотерапевтическую роль, стабилизировать жизнь людей.

- Такую точку зрения разделяли другие ученые?

- Да, его позиция нашла отклик у многих исследователей. В частности, Клод Леви-Стросс, сравнив практику шамана и психоаналитика, обнаружил у них сходство в целях – и те и другие стремятся вывести на сознательный уровень конфликты и блокировки из подсознания пациента. В работах Мирчи Элиаде указывается на то, что отождествление нервного человека с личностью, «одержимой духами», является результатом несовершенных наблюдений со стороны первых этнологов. Члены этнических групп прекрасно понимают разницу между психически больными людьми и теми, кто проходил этап «шаманской болезни» и в будущем становился шаманом. Элиаде отмечает, что экстатическое состояние у психически больных людей не имеет религиозного содержания.

- Ученые затруднялись в оценке психического опыта шамана, такого состояния, как «шаманская болезнь»?

- Действительно, исследователи приложили немало усилий для изучения личности шаманов и осмысления их опыта. В 1964 году группой ученых (Бойер, Клопфер и др.) были получены интересные результаты. Они изучали с помощью теста Роршаха психическую организацию представителей племени апачей (среди них было 12 шаманов и 52 нешамана). Шаманы оказались в ментальном плане более здоровыми личностями, чем их соплеменники (например, шаманы демонстрировали низкую склонность к истерическим расстройствам). В исследованиях Нолла сравнивались устные отчеты, описывающие опыт необычных переживаний у больных шизофренией и у шаманов. Различия между ними проявились достаточно отчетливо.

- В каком возрасте обычно возникает «шаманская болезнь»?

- В традиционных обществах, где шаманизм являлся родовой традицией, она могла начаться в любом возрасте - и в 10, и в 45 лет, для нее нет возрастных ограничений. Этот дар мог обнаружиться как у мужчин, так и у женщин. В традиционных обществах фактор «шаманской болезни» был важным критерием для выбора шаманом себе ученика, своего рода подсказка. Большую роль играло родовое наследование этого дара. В некоторых семьях считалось, что он переходит через поколение, в других – что он переходит от отца к сыну, от сына к внуку. Поэтому если в роду уже были шаманы, то в семье существовал эффект ожидания его нового проявления.

- Чему шаман обучал своего ученика?

- Он передавал ему все необходимые знания, обучал ритуалу, общению с духами, и когда старый шаман отходил от дел либо умирал, то ученик занимал его место.

- Разве шаман – не пожизненная обязанность?

- Даже старые этнографические исследования показывали, что шаман в традиционных обществах мог прекращать исполнение своих функций, потому что «он и духи надоели друг другу», по словам Владимира Богораза.

- Как ситуация изменилась в постсоветскую эпоху?

- Благодаря перестройке и Закону о свободе совести 1991 года, в регионах возникли условия для возрождения своих традиций. В это же время в стране начался очень интересный процесс, который можно назвать «эзотерическим взрывом», или «эзотерическим бумом». Он стал себя очень бурно проявлять, начиная от телевизионных сеансов Кашпировского, Чумака и кончая огромным количеством издаваемой эзотерической литературы, которая казалась тогда откровением. И работы по шаманизму в этом ряду новинок не были чем-то главным и исключительным. Появилось огромное количество различных курсов, школ, проводились сеансы в залах домов культуры, в клубах. Тогда и возникло такое явление, которое мы называем «городским шаманизмом».

- Почему шаманизм привлек внимание горожан?

- На прилавках магазинов появились книги К. Кастанеды, С. Грофа, М. Харнера, Т. Маккены, К. Медоуза, М. Элиаде, в которых активно обсуждалась тема «измененных состояний сознания». Они пользовались невероятной популярностью. Интересно, что в этой литературе перспективы общения с миром духов и путешествий по шаманским мирам трактовались не как дар избранных, у которых есть родовая передача шаманских способностей, а как возможности, доступные каждому человеку, стоит только обучиться и соблюдать определенные технологии. Более того, шаманизм там интерпретировался скорее как определенное мировоззрение, жизненная философия – «шаманский взгляд на мир», базирующийся на древних знаниях. Людей привлекало также и то, что это направление не предполагало ограничений, связанных с различиями в возрасте, национальности, вероисповедании, образовании.

- Как происходило в нашей стране становление городского шаманизма?

- У него весьма любопытная история. Его появление связано с общей ситуацией в нашей стране конца 80-х - начала 90-х годов. Тогда возникло повальное увлечение экстрасенсорикой, биоэнергетикой, астрологией. В это же время очень серьезно заявила о себе народная медицина и целительство. Что касается непосредственно городского шаманизма, то на него повлияли процессы возрождения традиционных верований в регионах. Поэтому кто-то из будущих городских шаманов поехал учиться туда. Сами шаманы стали приезжать в города и проводить обучающие тренинги. Из Тывы приезжал Сайлык Иванович Канчыыр Оол, из Хакасии - шаманка Татьяна Васильевна Кабежикова.
Появилось такое направление, как трансперсональная психология. Она пришла к нам большими стараниями и усилиями Владимира Майкова, который прошел обучение в Америке у Станислава Грофа.
Важную роль в формировании культуры городского шаманизма сыграла Алина Слободова - человек интересной судьбы, яркая личность. Будучи психологом по первому образованию и театральным режиссером по второму, она прошла обучение шаманским практикам у американского антрополога Майкла Харнера и, вернувшись в Москву, создала Центр, где стала проводить обучающие шаманские семинары и принимать клиентов в качестве шамана. И в середине 90-х работа ее Центра была исключительно успешной – имелись сотни желающих обучаться, расписание занятий было заполнено на полгода вперед…
Сегодня люди, называющие себя шаманами, нередко сочетают знания и практики различных шаманских традиций и направлений, более того, они воспринимают шаманизм не как законченную систему взглядов, а как развивающийся механизм, некую открытую систему, которую можно разнообразить другими практиками.

- То есть для них шаманизм выступает как технология?

- Вы знаете, для кого как. Небольшое число шаманов продолжает следовать традиции, в которой они прошли обучение и посвящение. Такие шаманы четко идентифицируют свою связь с традицией и говорят о себе, например, как о «тувинском шамане». Встречался мне однажды и «сибирский шаман», но Сибирь, как вы понимаете, занимает огромную территорию…
У Майкла Харнера, и он на этом настаивает, никогда не шла речь о том, что шаманизм - это религия. Речь шла именно о методе, которым может овладеть современный человек, живущий в условиях мегаполиса, для того, чтобы оздоровить в духовном плане свою жизнь. В сознании городских шаманов все едино, поскольку у них в ходу такое понятие, как «духовные учителя» - это духи очень высокого уровня, которые обитают в Верхнем мире и наставляют шамана в важных жизненных вопросах.

- Духовный учитель – конкретное лицо или неопределенная субстанция?

- В системе Учителями городского шамана может быть Будда, а может быть православный святой. Любому верующему человеку это кажется святотатством, а в сознании городского шамана такие понятия очень хорошо сочетаются, и между ними нет никакого конфликта. Городские шаманы ходят в церковь, скачут через костер, приносят жертву духу, и, по их оценкам, все это только улучшает их жизнь.

- Интерес к шаманизму в нашем обществе по-прежнему велик?

- На мой взгляд, пик интереса пришелся на 1995-й год, а где-то на границе 1999-2000 годов начал наблюдаться спад. Это связано с тем, что в стране объективно поменялась ситуация - жизнь стала стабилизироваться, а ведь известно, что люди охотнее обращаются к магии, эзотерике, шаманизму в ситуации социальной нестабильности.

- Можно ли говорить о городском шаманизме как о новой религии?

- Мы не можем говорить о городском шаманизме как о религии или сектантстве. У религии есть посредник между Богом и человеком - шаман напрямую общается с духами. Верующий человек следует в своем поведении строгим правилам - городской шаманизм достаточно свободен, в нем разрешено очень многое, в хорошем смысле этого слова.
Если говорить о сектантах, то у них всегда присутствует учитель, который считается наместником Бога на земле – вспомним хотя бы «Белое братство» и Марию Деви Христос. У сектантов обязательно есть идея спасения от невероятных катаклизмов, катастроф в будущем, которых они могут избежать только в приобщении к секте. В любой секте применяется технология промывания мозгов и существует жесткий информационный контроль, ограничивающий общение с родственниками, просмотр телепередач, чтение книг и газет. Что же касается городских шаманов, то им больше импонирует демократичный стиль общения, когда люди приходят и уходят из группы по своему желанию. Им просто интересно вместе развиваться.

- Чем, на ваш взгляд, городской шаманизм так привлекателен для людей?

- Идеи городского шаманизма несут в себе широкие возможности самопознания, самораскрытия, проработки личностных проблем. Более того, они позволяют человеку получить такой опыт, которого в обычных условиях он лишен. У городских шаманов есть тенденция объединяться в небольшие сообщества (вроде «клуба по интересам»). Там они могут проводить ритуалы, обмениваться «шаманским опытом», даже оказывать друг другу «шаманскую взаимопомощь». Например, участник такого сообщества может обратиться к коллегам «спросить у своих духов в шаманском путешествии» о причинах его проблем в бизнесе. Участники группы одновременно совершают такую работу и потом обмениваются полученным опытом. Здесь мы можем отследить своеобразный элемент «групповой терапии».
Относительно недавно я встречалась с некоторыми их этих людей, практиковавших городской шаманизм в 90-х. Теперь кто-то из них от городского шаманизма отошел, а кто-то продолжает практиковать, но, в любом случае, люди положительно отзываются об этом периоде своей жизни и считают, что эти занятия им очень помогли.
В городском шаманизме высока доля творческой составляющей, которая позволяет человеку раскрыться в той мере, в какой повседневная жизнь сделать это не позволяет. Как, например, праздновали Ивана Купалу в центре Алины Слободовой? Подготовка начиналась заранее. Ученики советовались со своими духами, как его отмечать. Обсуждался сюжет ритуала, делалась сценарная основа. Празднование было плодом совместного решения, поэтому одно никогда не походило на другое. Конечно, были общие элементы – распитие ритуальной чаши, пускание свечек по воде, загадывание желаний, но в целом праздник всегда был уникальным творческим продуктом.
Городской шаманизм помогает выходить за рамки обыденности, которая тебе задана, но при этом не требует, чтобы ты от этих рамок отказался. Он может тебя научить более эффективно с ними взаимодействовать.
Здесь я должна оговориться, что не каждый человек, который обучался шаманским практикам, будет принимать клиентов. Очень часто шаманизм остается для себя или своей семьи.

- Как в нашей стране пересекаются пути психологов и шаманов?

- Существует красивая метафора о том, что шаманы – древнейшие психологи. В этом есть большая доля истины, поскольку шаманы древности выполняли, в том числе, и функции поддержания психологического баланса в своих обществах, и занимались целительством. Может быть, поэтому шаманские методы, шаманский язык стали интересны практикующим психологам.

- Каким образом психолог, используя шаманские техники, может помочь человеку?

- Допустим, речь идет о том, что у человека любовная драма, и он пришел к нашему специалисту. Психолог предлагает ходить к нему на сеансы для проработки негативного опыта. С такими состояниями психологу очень тяжело работать, поскольку душевная рана у человека может быть глубокой и не заживать в течение долгого времени.
Шаман же пойдет по-другому пути, тем более если эта ситуация кризисная. Он может предложить: «Давайте мы вам вернем душу от этого человека или ситуации, в которой душа была потеряна». У шаманского симптома потери души есть очень четкие признаки: угнетенное состояние, когда ничего не получается, постоянные мысли о травмирующей ситуации или человеке, ее вызвавшем. И дальше начинается камлание: клиент лежит себе, отдыхает, а шаман путешествует к своим духам. Он идет в Сад Души - потому что с точки зрения городского шамана у каждого есть Сад Души, который находится в Верхнем мире, - и по состоянию этого Сада оценивает душевное состояние человека. Если речь идет о какой-то травме, он может увидеть, что в этом Саду все сломано, цветы поникли, трава выжжена, деревья посохли.

- Об этом говорит ему сам человек?

- Это видит шаман в шаманском путешествии. Он путешествует молча, а духи ему все показывают. И дальше он начинает просить своих духов помочь человеку восстановить его Сад. Шаман показывает духам образ этого человека, либо образ ситуации, в которой душа была потеряна, либо символ травмы – например, высохшие цветы. И дальше духи шамана помогают все собрать воедино и восстановить Сад Души, привести картину в нужное состояние. И шаман возвращает душу с помощью специальной техники. А после сеанса он описывает человеку то, что увидел в своем путешествии.
Мне кажется, что вербализация - это колоссальная проблема в психотерапии. Нужно найти слова, подходящие к состоянию человека. И поэтому образы, которые можно увидеть во время шаманского путешествия, оказывают бесценную психотерапевтическую помощь. Помогает сам язык описаний. Кстати, традиционные шаманы ничего не рассказывают обратившимся к ним людям, не раскрывают перед ними увиденного.

- Надежда Анатольевна, у вас собран большой материал по работе городских шаманов. Не могли бы вы привести пример психотерапевтической помощи, которую оказало клиенту путешествие шамана?

- В качестве иллюстрации приведу пример, описанный мне одной шаманкой: 
«От моей клиентки ушел муж. Она приняла эту ситуацию, но жить после пережитого ей не удавалось. Я пришла в ее Сад Души и увидела множество сломанных деревьев с поникшими листьями. Цветы, которые росли там, были смяты, вся земля в саду была перерыта – как будто там побывал бульдозер… После того как я и мой Учитель все восстановили, он стал действительно похож на Сад – кроны деревьев устремились в небо, на их ветках появились какие-то фрукты, все цветы ожили и стали пышно цвести. Мой Учитель сказал, что это еще не все: «Посмотри внимательно на землю». Я присмотрелась, встала на колени и увидела среди цветов и травы осколки какого-то цветного стекла. Я стала собирать осколки и увидела, что это фрагменты витража. Я попыталась сложить их вместе, и у меня стала складываться очень красивая картина. Это выкладывание частей витража шло очень долго… Мой Учитель сказал, что разбитый витраж – это наиболее глубокая и важная часть Сада Души моей клиентки, то есть случившаяся ситуация поразила ее очень серьезно. Но теперь все будет хорошо, все наладится. Вернувшись обратно, я сделала все необходимое - вернула ей Душу и Животное-Хранителя… Она довольно быстро почувствовала улучшение в своем состоянии. А вскоре успешно занялась бизнесом, и личная жизнь наладилась».

- Какова эффективность работы шамана?

- С формальной точки зрения, оценка эффективности работы шамана - задача трудная, да и неблагодарная, на мой взгляд. Проводя исследовательскую работу, я еще ни разу не сталкивалась с тем, чтобы сам шаман низко оценивал свои возможности в рамках решения тех проблем, с которыми он работает.
Конечно, бывали случаи, когда я брала интервью у некоторых представителей городского шаманизма и про себя думала: «Какое счастье, что они не принимают клиентов!»
В целом же такая терапия, на мой взгляд, достаточно эффективна. Во всяком случае, на Западе практика «возвращения Души» зарекомендовала себя очень хорошо, так же как и у нас, хотя не все шаманы ее практикуют. Когда шаман описывает, что он видел, что он делал, и сам человек испытывает определенные изменения в собственных переживаниях, это, на мой взгляд, может оказать сильный эффект и в некоторых ситуациях быстрее помочь.

- То есть шаманизм может быть эффективным методом психотерапевтической работы?

- Несомненно. Но при этом важно все-таки различать религиозные и мировоззренческие аспекты древних верований - и отдельные элементы шаманских практик. Если говорить о шаманских элементах в различных психотерапевтических направлениях, то их можно «обнаружить», например, в арт-терапии, психодраме, символдраме и других.

- Надежда Анатольевна, древний шаманизм утрачен?

- Если сравнивать современные варианты шаманской традиции с его древними формами (ритуалы, характер оказываемой помощи с позиций тогдашних условий и запросов общества), то, возможно, это так. Не то что утрачен – он трансформировался. Это нормально для традиции: она впитывает все, что ей необходимо для выживания.
При этом в обществе остался огромный интерес к шаманизму. Если оценивать происходящее не только с точки зрения этнологии, но и с точки зрения психологии и культуры, то можно увидеть много свидетельств тому, что у шаманизма – большое будущее.

Интервью провела Ольга Жигарькова

«Психологическая газета: Мы и Мир» (№7[131]2007)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.