Обеспечить качественное комплектование воинских
подразделений можно только при наличии мотивации будущих призывников к
предстоящей службе. Именно поэтому формирование психологической
готовности юношей к службе в Вооруженных Силах и определение их
направленности на конкретную воинскую специальность нужно проводить уже
в старших классах. Такая работа ведется в школах Юго-Восточного
административного округа Москвы.
Какие задачи решает психолог при подготовке подростков
к армии?
Прежде всего, это повышение информированности молодых
людей о службе в Вооруженных Силах (ВС), выработка осознанного
позитивного отношения и корректировка ошибочных представлений,
сложившихся в обществе за последние годы. Кроме того, важная задача –
ранняя диагностика профессионально-психологической направленности;
формирование профессиональной ориентации и подготовка к изменению
негативных стереотипов поведения. Не менее важно создать у подростков
адекватную самооценку и устойчивые жизненные ценности; развить
способность противостоять групповому давлению, навыки принятия решений и
преодоления жизненных трудностей. Только в этом случае возможна
успешная адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
Как определяется профессиональная направленность на
воинские специальности?
Наиболее комфортно человек будет себя чувствовать и
проявлять там, где мотивация оптимальна. Разумеется, необходимо
учитывать и объективные данные: овладение сходной гражданской
специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или
учебы, особенности личности.
Процедура психологического обследования примерно
следующая: сначала происходит установление контакта, создание
доверительной атмосферы в общении; затем следует получение необходимой
информации (с применением тестов); и, наконец, уточняются наиболее
важные детали. Тестовая батарея выявляет уровень нервно-психической
устойчивости призывника, направленность на службу в целом и на
конкретные специальности, а также дает представление об уровне его общих
познавательных способностей и интересов. В процессе беседы с ним
желательно выявить, в какой степени молодой человек может реально
оценивать свои способности и возможности, поскольку самооценка может
оказаться завышенной или заниженной. Особое значение уделяется
наблюдению за поведением призывника в процессе обследования. Оно дает
дополнительную информацию о его характере, мышлении, уровне развития.
Устанавливается, легко ли юноша вступает в беседу, как понимает вопросы,
насколько логичны и адекватны его ответы, велик ли словарный запас,
какова скорость, правильность и выразительность речи. Адекватно
обстоятельствам ведут себя те, кто не задает лишних вопросов, выполняет
задания спокойно и самостоятельно, следует инструкциям четко и быстро.
Как определить направленность на прохождение службы?
О высокой направленности свидетельствует положительное
отношение к службе, желание приобрести в армии конкретную специальность,
наличие реальной жизненной цели, готовность служить вдали от дома,
понимание необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.
Если же подросток не выказывает желания идти в армию,
обучаться специальностям ни во время прохождения службы, ни после нее,
отрицательно относится к необходимости подчинения, значит,
направленность на службу у него, скорее всего, низкая. Об этом же
свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушение норм
поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении
собственной судьбы. В таких случаях перед психологом помимо фиксации
уровня индивидуально-психологических особенностей встает задача
проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и
направленность будущего призывника. При этом со стороны психолога должна
полностью исключаться негативная оценка личности и любая критика
молодого человека.
Как спрогнозировать адаптивность личности во время
службы?
Тестирование дает наиболее общую характеристику личности
будущего призывника, его эмоциональной и волевой сферы. В процессе
наблюдения за юношей дополнительно фиксируются и анализируются
особенности его поведения. Отдельные признаки низкой адаптивности и
снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время обследования,
шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются
внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики,
тревожность, озабоченность, напряжение мышц, резкость движений, хрипота
или заикание, вопросы и ответы с чрезмерно эмоциональной окраской, часто
– не по существу.
В чем причина неадекватного поведения в воинском
коллективе?
При изменении привычной жизненной обстановки включается
механизм психической переадаптации. Динамика адаптационного процесса
зависит от индивидуальных различий людей, разницы в условиях их жизни и
призыва на службу. В любом случае, на этом этапе возможно нарастание
эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряжения. Происходит
внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для их предстоящего
использования в непривычных условиях службы. Но психическая
напряженность выполняет конструктивную мобилизующую роль только в том
случае, когда у юноши есть чувство уверенности в себе, в своих силах и
способностях, сознательно сформированное на основе полученной ранее
информации о предстоящей службе. Иначе напряженность будет нарастать на
фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что
затем может привести к срыву. Тогда происходит дезорганизация
психической деятельности и поведения. Такое состояние нервно-психической
неустойчивости – основная причина нарушений поведения при прохождении
службы.
Как проявляется дезадаптация личности в условиях
службы?
Она может проявляться в двух вариантах поведения.
1) Агрессивный тип поведения.
В простейшей форме его можно представить как атаку на
препятствие или барьер (и в этом случае можно говорить об адаптивной его
функции). Однако в условиях службы существуют жесткие нормативные
требования, атака на которые не только не обеспечит устойчивой
адаптации, но и может серьезным образом усугубить положение
военнослужащего. При осознании опасности подобных действий, агрессия
направляется на любой случайный объект: на посторонних людей,
сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Кроме того,
источник агрессии может и не осознаваться. В этом случае злоба
вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных
заместителях.
2) «Бегство от ситуации».
Оно характеризуется уходом человека в свои переживания,
самообвинением, генерацией собственных негативных состояний.
Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть в
себе самом источник всех своих бед. Возникает чувство полной
безысходности, поскольку влиять на среду и ситуацию он считает себя не
способным. Этот тип дезадаптивных военнослужащих характеризуется
замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир своих тягостных
раздумий. Чаще всего единственным выходом из ситуации им видится уход из
жизни (суицид) как наиболее доступный и желаемый исход. Дезадаптивное
состояние, при дальнейшем нарастании психотравмирующего воздействия
среды и отсутствии мер профилактики, может привести к серьезным
последствиям: развитию нервно-психических расстройств и психических
заболеваний.
Какие факторы могут спровоцировать дезадаптивные
реакции?
В условиях военной службы многие привычные для человека
потребности блокируются. Такова специфика воинской службы. Что оказывает
наиболее острое воздействие на психику служащего?
·
Ограничение личностно-значимой информации –
неудовлетворенная потребность в общении с близкими; дефицит или
отсутствие информации о важных для человека областях жизни;
·
привычные раздражители, действовавшие на
органы чувств и психику человека на гражданке, в армии отсутствуют,
кроме того, длительное время действует однообразный набор раздражителей
(монотония);
·
ограничение круга общения в рамках
воинского подразделения. В условиях службы этот фактор порождает
постоянную публичность жизни человека, почти непрерывное пребывание на
глазах сослуживцев. Кроме того, предполагается информационная
истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу. Особенно
остро этот фактор действует в группах, находящихся в так называемом
отрыве (корабли боевой службы, караулы);
·
возможная угроза для жизни, здоровья,
личного достоинства – фактор, реально присутствующий при определенном
характере воинской деятельности.
Отдельные призывники – в основном те, которые имеют
негативный опыт социализации в семье или учебных заведениях, либо
склонные к ипохондрии, высказывают тревожное и негативное отношение к
службе, что впоследствии может затруднять их контакт при прохождении
службы. Именно поэтому уже на начальном этапе психологу важно выявить
такие особенности личностно-эмоциональной сферы и факты педагогической
запущенности.
Как психолог может способствовать формированию
положительной мотивации на прохождение службы?
Прежде всего, психолог должен сам понимать специфические
особенности службы и быть авторитетным лицом для будущих призывников.
Важно также знать мир подростков, уметь войти в него, не нарушая своих и
чужих личностных границ; уметь создать поддерживающую и доверительную
атмосферу; уважать возрастные и индивидуальные особенности подростков;
проявлять гибкость в отношении стиля взаимодействия с разными людьми.
Перед проведением тестирования психологу необходимо
убедиться в том, что все задания поняты правильно и мотивация у
обследуемых конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. Иногда
возможен отказ от тестирования либо несерьезное отношение к нему. Тогда
перед психологом встает задача – мотивировать подростков на проведение
обследования. На практике замечено, что в ряде случаев результаты тестов
у тех ребят, которых приходилось мотивировать дополнительно, оказывались
выше, чем у остальных. Эффективность всей процедуры обследования во
многом определяется способностью психолога расположить к себе
собеседника, дать необходимые разъяснения, проявить искренний интерес;
недопустимо строить беседу в форме допроса. Психологу важно помнить, что
его цель – не только получить ответы, но и оказать положительное
воздействие на подростка, так как его отношение к военной службе еще
только формируется, и любая деталь может оказаться значимой.
Профотбор и принцип этичности
Психолог использует полученные сведения только в
служебных целях и не допускает их разглашения. Заключение о
профессиональной пригодности к службе на определенных воинских
специальностях сообщается обследуемому в беседе с ним, но при этом
подчеркивается узкая направленность оценки на конкретные воинские
специальности и в конкретный период времени. Важно, чтобы выносимое
заключение не рассматривалось как приговор о профессиональной
пригодности или непригодности, как общая оценка человека. Этичность
также проявляется в лояльности к Вооруженным Силам как целостной
системе. Сейчас в обществе ярко выражена тенденция обсуждать приказы
военного руководства, критиковать существующую дисциплину и воинскую
субординацию на всех уровнях. Такое положение не только подрывает
авторитет офицеров и их распоряжений, но и в целом снижает лояльность
общества к Вооруженным Силам. Не секрет, что тенденция «тотального
критицизма» затронула не только ВС, но и систему образования, другие
социальные институты. Получается, что человек сам рубит сук, на котором
сидит: невозможно эффективно служить системе, в которой «все плохо».
Психологу очень важно отслеживать ошибочные представления на самом
раннем этапе и грамотно корректировать подобные проявления. Иначе
молодой человек отправится служить в армию с очень низкой мотивацией.
Что является результатом профессионального
психологического отбора?
Результатом является комплексное заключение о
профессиональной пригодности будущего призывника, которое интегрирует
уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую
устойчивость и военно-профессиональную направленность. Поэтому отбор
подразумевает всестороннее изучение и оценку личностных свойств
подростка. Изучение ведется по трем направлениям: психологическому,
социально-психологическому и психофизиологическому.
Психолог ориентируется на четыре уровня
нервно-психической устойчивости: высокий соответствует повышенным
требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы
маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных
психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях;
неудовлетворительный – высока вероятность срывов, признаки психической
неустойчивости.
В целом на сегодняшний день результаты большинства
будущих призывников соответствуют хорошему уровню. Однако зачастую у
старшеклассников направленность не сформирована, профессиональные
интересы выявить достаточно сложно. В связи с этим необходима групповая
и индивидуальная психологическая работа с учащимися для более серьезного
и осмысленного профессионального самоопределения.
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№10[170]2010)
|