Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Селиванова М.Н., педагог-психолог ГОУ ЦППРК «Крестьянская застава» города Москвы

 

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ ПОДРОСТКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ?


Обеспечить качественное комплектование воинских подразделений можно только при наличии мотивации будущих призывников к предстоящей службе. Именно поэтому формирование психологической готовности юношей к службе в Вооруженных Силах и определение их направленности на конкретную воинскую специальность нужно проводить уже в старших  классах. Такая работа ведется в школах Юго-Восточного административного округа Москвы.

 

Какие задачи решает психолог при подготовке подростков к армии?

Прежде всего, это повышение информированности молодых людей о службе в Вооруженных Силах (ВС), выработка осознанного позитивного отношения и корректировка ошибочных представлений, сложившихся в обществе за последние годы.  Кроме того, важная задача – ранняя диагностика профессионально-психологической направленности; формирование профессиональной ориентации и подготовка к изменению негативных стереотипов поведения. Не менее важно создать у подростков адекватную самооценку и устойчивые жизненные ценности; развить способность противостоять групповому давлению, навыки принятия решений и преодоления жизненных трудностей. Только в этом случае возможна  успешная адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.

 

Как определяется профессиональная направленность на воинские специальности?

Наиболее комфортно человек будет себя чувствовать и проявлять там, где мотивация оптимальна. Разумеется, необходимо учитывать и объективные данные: овладение сходной гражданской специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или учебы, особенности личности.

Процедура психологического обследования примерно следующая: сначала происходит установление контакта, создание доверительной атмосферы в общении; затем следует получение необходимой информации (с применением тестов); и, наконец, уточняются наиболее важные детали. Тестовая батарея выявляет уровень нервно-психической устойчивости призывника, направленность на службу в целом и на конкретные специальности, а также дает представление об уровне его общих познавательных способностей и интересов. В процессе беседы с ним желательно выявить, в какой степени молодой человек может реально оценивать свои способности и возможности, поскольку самооценка может оказаться завышенной или заниженной. Особое значение уделяется наблюдению за поведением призывника в процессе обследования. Оно дает дополнительную информацию о его характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли юноша вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны его ответы, велик ли словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Адекватно обстоятельствам ведут себя те, кто не задает лишних вопросов, выполняет задания спокойно и самостоятельно, следует инструкциям четко и быстро.

 

Как определить направленность на прохождение службы?

О высокой направленности свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести в армии конкретную специальность, наличие реальной жизненной цели, готовность служить вдали от дома, понимание необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.

Если же подросток не выказывает желания идти в армию, обучаться специальностям ни во время прохождения службы, ни после нее, отрицательно относится к необходимости подчинения, значит, направленность на службу у него, скорее всего, низкая. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушение норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении собственной судьбы. В таких случаях перед психологом помимо фиксации уровня индивидуально-психологических особенностей встает задача проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность будущего призывника. При этом со стороны психолога должна полностью исключаться негативная оценка личности и любая критика молодого человека.

 

Как спрогнозировать адаптивность личности во время службы?

Тестирование дает наиболее общую характеристику личности будущего призывника, его эмоциональной и волевой сферы. В процессе наблюдения за юношей дополнительно фиксируются и анализируются особенности его поведения. Отдельные признаки низкой адаптивности и снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время обследования, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжение мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы с чрезмерно эмоциональной окраской, часто – не по существу.

 

В чем причина неадекватного поведения в воинском коллективе?

При изменении привычной жизненной обстановки включается механизм психической переадаптации. Динамика адаптационного процесса зависит от индивидуальных различий людей, разницы в условиях их жизни и призыва на службу. В любом случае, на этом этапе возможно нарастание эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряжения. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для их предстоящего использования в непривычных условиях службы. Но психическая напряженность выполняет конструктивную мобилизующую роль только в том случае, когда у юноши есть чувство уверенности в себе, в своих силах и способностях, сознательно сформированное на основе полученной ранее информации о предстоящей службе. Иначе напряженность будет нарастать на фоне повышенной тревожности, окрашенной негативными переживаниями, что затем может привести к срыву. Тогда происходит дезорганизация психической деятельности и поведения. Такое состояние нервно-психической неустойчивости – основная причина нарушений поведения при прохождении службы.

 

Как проявляется дезадаптация личности в условиях службы?

Она может проявляться в двух вариантах поведения.

1) Агрессивный тип поведения.

В простейшей форме его можно представить как атаку на препятствие или барьер (и в этом случае можно говорить об адаптивной его функции). Однако в условиях службы существуют жесткие нормативные требования, атака на которые не только не обеспечит устойчивой адаптации, но и может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий, агрессия направляется на любой случайный объект: на посторонних людей, сослуживцев, не причастных к самой причине агрессии. Кроме того, источник агрессии может и не осознаваться. В этом случае злоба вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях.

2) «Бегство от ситуации».

Оно характеризуется уходом человека в свои переживания, самообвинением, генерацией  собственных негативных состояний. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть в себе самом источник всех своих бед. Возникает чувство полной безысходности, поскольку влиять на среду и ситуацию он считает себя не способным. Этот тип дезадаптивных военнослужащих характеризуется замкнутостью, отрешенностью, погруженностью в мир своих тягостных раздумий. Чаще всего единственным выходом из ситуации им видится уход из жизни (суицид) как наиболее доступный и желаемый исход. Дезадаптивное состояние, при дальнейшем нарастании психотравмирующего воздействия среды и отсутствии мер профилактики, может привести к серьезным последствиям: развитию нервно-психических расстройств и психических заболеваний.

 

Какие факторы могут спровоцировать дезадаптивные реакции?

В условиях военной службы многие привычные для человека потребности блокируются. Такова специфика воинской службы. Что оказывает наиболее острое воздействие на психику служащего?

·                    Ограничение личностно-значимой информации – неудовлетворенная потребность в общении с близкими; дефицит или отсутствие информации о важных для человека областях жизни;

·                    привычные раздражители, действовавшие на органы чувств и психику человека на гражданке, в армии отсутствуют, кроме того, длительное время действует однообразный набор раздражителей (монотония);

·                    ограничение круга общения в рамках воинского подразделения. В условиях службы этот фактор порождает постоянную публичность жизни человека, почти непрерывное пребывание на глазах сослуживцев. Кроме того, предполагается информационная истощаемость членов данной группы по отношению друг к другу. Особенно остро этот фактор действует в группах, находящихся в так называемом отрыве (корабли боевой службы, караулы);

·                    возможная угроза для жизни, здоровья, личного достоинства – фактор,  реально присутствующий при определенном характере воинской деятельности.

Отдельные призывники – в основном те, которые имеют негативный опыт социализации в семье или учебных заведениях, либо склонные к ипохондрии, высказывают тревожное и негативное отношение к службе, что впоследствии может затруднять их контакт при прохождении службы. Именно поэтому уже на начальном этапе психологу важно выявить такие особенности личностно-эмоциональной сферы и факты педагогической запущенности.

 

Как психолог может способствовать формированию положительной мотивации на прохождение службы?

Прежде всего, психолог должен сам понимать специфические особенности службы и быть авторитетным лицом для будущих призывников. Важно также знать мир подростков, уметь войти в него, не нарушая своих и чужих личностных границ; уметь создать поддерживающую и доверительную атмосферу; уважать возрастные и индивидуальные особенности подростков; проявлять гибкость в отношении стиля взаимодействия с разными людьми.

Перед проведением тестирования психологу необходимо убедиться в том, что все задания поняты правильно и мотивация у обследуемых конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. Иногда возможен отказ от тестирования либо несерьезное отношение к нему. Тогда перед психологом встает задача – мотивировать подростков на проведение обследования. На практике замечено, что в ряде случаев результаты тестов у тех ребят, которых приходилось мотивировать дополнительно, оказывались выше, чем у остальных. Эффективность всей процедуры обследования во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника, дать необходимые разъяснения, проявить искренний интерес; недопустимо строить беседу в форме допроса. Психологу важно помнить, что его цель – не только получить ответы, но и оказать положительное воздействие на подростка, так как его отношение к военной службе еще только формируется, и любая деталь может оказаться значимой. 

 

Профотбор и принцип этичности

Психолог использует полученные сведения только в служебных целях и не допускает их разглашения. Заключение о профессиональной пригодности к службе на определенных воинских специальностях сообщается обследуемому в беседе с ним, но при этом подчеркивается узкая направленность оценки на конкретные воинские специальности и в конкретный период времени. Важно, чтобы выносимое заключение не рассматривалось как приговор о профессиональной пригодности или непригодности,  как общая оценка человека. Этичность также проявляется в лояльности к Вооруженным Силам как целостной системе. Сейчас в обществе ярко выражена тенденция обсуждать приказы военного руководства, критиковать существующую дисциплину и воинскую субординацию на всех уровнях. Такое положение не только подрывает авторитет офицеров и их распоряжений, но и в целом снижает лояльность общества к Вооруженным Силам. Не секрет, что тенденция «тотального критицизма» затронула не только ВС, но и систему образования, другие социальные институты. Получается, что человек сам рубит сук, на котором сидит: невозможно эффективно служить системе, в которой «все плохо». Психологу очень важно отслеживать ошибочные представления на самом раннем этапе и грамотно корректировать подобные проявления. Иначе молодой человек отправится служить в армию с очень низкой мотивацией.

 

Что является результатом профессионального психологического отбора?

Результатом является комплексное заключение о профессиональной пригодности будущего призывника, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность. Поэтому отбор подразумевает всестороннее изучение и оценку личностных свойств подростка. Изучение ведется по трем направлениям:  психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому.

Психолог ориентируется на четыре уровня нервно-психической устойчивости: высокий  соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях; неудовлетворительный – высока вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.

В целом на сегодняшний день результаты большинства будущих призывников соответствуют хорошему уровню. Однако зачастую у старшеклассников направленность не сформирована, профессиональные интересы выявить достаточно сложно. В связи с этим необходима групповая и индивидуальная психологическая работа с учащимися для более серьезного и осмысленного профессионального самоопределения.

 

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№10[170]2010)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.