Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

NEW!   И.В. Дубровина, доктор психологических наук, профессор, академик РАО

 

 

 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОЛЖНО БЫТЬ НРАВСТВЕННЫМ


Система образования в России складывалась постепенно, отбирая из мировой педагогической практики то, что проверено временем. Даже в советский период, после экспериментов 20-х годов, из опыта дореволюционной системы образования взяли то, что уже доказало свою эффективность. Однако в 1980-х годах 20-го века стали громко раздаваться голоса тех, кто считал, что существующая система среднего образования не соответствует требованиям времени и нуждается в обновлении. Начались реформы, которые продолжаются до сих пор. На фоне общественного недовольства ее результатами реформаторы согласились пойти на некоторые уступки, однако главные принципы новой системы сохраняются. О школьной реформе мы поговорили с Ириной Владимировной ДУБРОВИНОЙ, доктором психологических наук, профессором, академиком Российской Академии образования. Ирина Владимировна стояла у истоков школьной психологической службы, поэтому мы поинтересовались ее впечатлениями от работы школьных психологов. Разумеется, в беседе со специалистом в области возрастной и педагогической психологии невозможно обойти вечную, животрепещущую тему взаимоотношений родителей с детьми-подростками, о проблемах с которыми так часто пишут читатели. Об этом был наш первый вопрос.

 

Ирина Владимировна, как найти общий язык со своими детьми?

 

– Почти все трудные проблемы подросткового возраста обусловлены несвоевременной перестройкой взрослых в общении с детьми. Они недостаточно понимают, что подростковый период – это время, когда ребенок переходит с одной ступени своего  развития на другую, более высокую. 

Маленький ребенок требует постоянной заботы. Родители привыкают к тому, что он не может обойтись без них. Но ребенок растет. Ему уже хочется что-то делать самому. А  родители продолжают считать, что он мал еще свое мнение иметь. Мне кажется, что родителям трудно с подростком именно потому, что они не пытаются отнестись к нему как к взрослеющему человеку.

В наше время строить взаимоотношения с ребенком стало еще сложнее. Потому что раньше мир подростка составляли школа, семья, общественные организации, и взрослые примерно знали, чем их дети занимаются, что они каждый день видят и узнают. А сейчас, в информационную эпоху, дети получают огромное количество сведений, не только позитивных, но и негативных. Они сопоставляют то, что узнают от родителей, с информацией из других источников. «Это нехорошо», – говорят им родители. А подростки слышат по радио, видят по телевидению, что кто-то делает еще хуже и никакого наказания за это не несет. Они делают вывод, что совершать поступки, которые осуждают родители, можно, главное – не попасться.

 

Как родителям сохранить авторитет и повлиять на поведение подростка?

– Нужно жить настоящей жизнью. Быть с детьми искренними и заинтересованными. Родителю надо развиваться самому, читать, быть в курсе событий, которые интересуют подростка, чтобы можно было рассуждать с ним о жизни. Когда-то В.А. Сухомлинский говорил, что подросток ищет друга и среди сверстников, и среди взрослых. За плечами у друга-взрослого – опыт и знание. Взрослый уже состоялся, а подросток хочет, чтобы взрослый помог ему тоже состояться взрослым человеком. И счастлив тот подросток, который самостоятельно идет по жизни, но все время чувствует, что рядом с ним взрослый, который в случае чего его не отчитает, не уличит, а дружески поддержит. Ребенок один, а взаимодействуют с ним многие взрослые, это хорошо, так как в сотрудничестве и во взаимодействии со взрослыми его развитие и происходит.

Сейчас иногда говорят: «Дети стали другими». Но дети всегда остаются детьми. Это взрослые стали другими, эмоционально более глухими, более прагматичными. Культ моды, вещизма и непомерного потребления стал овладевать  сознанием многих людей и приобретать универсальный характер. Дети это видят. Они вообще больше обращают внимание не на слова, а на поступки окружающих. В этом смысле показательна история, которая произошла в одном детском саду. О ней я услышала от работающего там психолога. Ребятишки 3-4-х лет играли «в магазин». Продавцом назначили хорошенькую девочку, наклеили бумажки на товары, выстроились в очередь, и надо магазин открывать. Вдруг эта девочка уперла руки в боки, нахмурилась и начала на очередь кричать. Когда пораженные воспитатели поговорили с родителями девочки, выяснилось, что бабушка ходит с внучкой в небольшой магазинчик рядом с домом, где работает такая продавщица. И девочка пребывает в полной уверенности, что все продавцы именно такие. Если ты не будешь на людей покрикивать, то ты не продавец.

На каждом возрастном этапе имеется какая-то центральная фигура взрослого, которая является как бы «первой» скрипкой в ансамбле взаимодействий. Этой фигуре и надо бы подыграть.

Существует психологический фольклор о постепенном развитии самосознания ребенка.

Вот маленький ребенок. Его спрашивают:

– Почему ты так делаешь?

– Я так делаю потому, что так сказала мама.

И действительно, для него в дошкольный период как мама сказала, так оно и есть.

Дети еще не понимают, что такое хорошо, что такое плохо, но они видят, как взрослый себя ведет, и убеждены, что так и надо поступать.

Ребенок пошел в школу. Его спрашивают:

– Ты почему так делаешь?

–  Я так делаю потому, что так сказала учительница Марь Иванна.

В этом возрасте ребенок попал в новую ситуацию, и очень важно, чтобы родители поддержали авторитет этой Марьи Ивановны и не ругали учителя и школу.

Тот же вопрос задают подростку:

– Почему ты так делаешь?

– Потому что все ребята так делают.

Как бы вы ему ни говорили, что такое хорошо или плохо, все равно он будет утверждать: «Все так делают, и я так делаю». Такова особенность подросткового возраста.

И психологические исследования показывают, что в процессе развития самосознания старший школьник может ответить:

– Я так поступаю,  потому что так считаю сам.

Только последний ответ свидетельствует о личностной зрелости молодого человека. Чтобы ребенок стал самостоятельно разбираться во всем многообразии мнений, суждений и информации, взрослый должен ему помочь и подвести к тому, чтобы в результате молодой человек, наконец, сказал: «Я сам так считаю и за это отвечаю».

 

Мы родом из детства

– К сожалению, сегодня у нас нет программы воспитания, потому что мы не знаем, что и зачем воспитывать.

На мой взгляд, воспитывать в ребенке надо качества, которые позволят ему нормально относиться к тем людям, которые его окружают, чтобы этим людям было неплохо находиться рядом с ним. В общем-то, нехитрые вещи: ты человек, ты живешь среди людей, значит, должен быть человеком.

Мне очень жаль, что сегодня отсутствуют детские и молодежные организации. Я не помню, чтобы они были сильно идеологизированными в прежние времена. Но дети помогали старикам, у них проходили диспуты, на которых поднимались нравственные проблемы. В общественной деятельности, в соревновании отрядов каждый проверялся, можно иметь с ним дело или нет. Помните, «я бы пошел с ним в разведку»?

Наши классики – педагоги и психологи – говорили, что нельзя заставить человека вести себя нравственно. Нужно создавать определенные условия для нравственного поведения.

Сейчас детям, да нередко и взрослым не совсем понятно, что такое хорошо и что такое плохо. Идеологии в стране нет. Между тем, воспитание предполагает некую идею, идеал, которые культивируются обществом.

Сейчас представляется, что чем больше денег, тем лучше. Потребности человека сосредоточены в сфере потребления товаров. Молодой человек идет по улице, видит, сколько дорогих, полезных, красивых вещей продается вокруг, и ему все это хочется получить. Он испытывает иллюзию, что когда-то достигнет блаженного комфорта. Но потребности человека не насыщаемы, и всегда у кого-то рядом будет больше вещей, и они будут лучше.

Но еще есть интеллектуальные, культурные, эстетические потребности.  Такие потребности и интересы нужно формировать.

К сожалению, сегодня на эту сторону развития личности подростка у нас не обращают внимания.

 

Кто должен воспитывать ребенка: семья или школа?

– Взаимоотношение школы и семьи – вечная проблема.

В деле воспитания семья, конечно, главная.  В семье дети должны жить с чувством, что их любят, что они нужны. И если они что-то сделали не так, их отругают, но не от злости, а от того, что за них беспокоятся. Вот эти эмоциональные отношения являются для растущего человека самыми важными. Подросток не может быть добрым, если не чувствовал к себе доверия, любви, если в силу своего эмоционального опыта не знает, что такие отношения вообще существуют.

Поэтому развитие и воспитание ребенка – это обязанность и право и семьи, и школы.

Не страшен человек совестливый, у которого интеллектуальное развитие не слишком высокое, но страшен человек интеллектуально развитый, но без совести.

Развитие и воспитание имеют одну и ту же цель – помочь растущему человеку как можно полнее реализовать себя в обществе. Однако развитие обращено к тому, что дала человеку природа, а воспитание – к тому, что дано в общественной морали, в нравственных нормах  и нравственных качествах людей. Воспитание, по словам В.Д. Шадрикова, как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор.

А культуролог Ю.M. Лотман, отвечая на вопрос, чему учатся люди, писал: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство – это, по сути своей, Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу».

Классическая литература передает эстафету человеческих чувств, переживаний, отношений следующим поколениям. Поэтому так важно изучать ее в школе. Живой человек хочет любви, дружбы, он хочет постоянства, страдает от одиночества, от предательства. Это свойственно людям в любые времена. К сожалению, литературу сейчас изучают в школе плохо. Для сдачи ЕГЭ достаточно прочитать книжку, где на двадцати страницах дается краткий пересказ «Войны и мира» Льва Толстого. Что там можно уместить? Только фабулу. А человеческие отношения и эмоции выпадают. С  точки зрения психологии, это ведет к тому, что дети не знакомятся с человеческими переживаниями, чувствами по отношению к другому человеку. То есть с тем, что делает нас людьми.

Приобщая молодого человека к лучшим образцам мировой литературы, мы помогаем становлению его внутренней культуры. Тогда подросток начинает понимать, что не может обидеть другого потому, что он тоже человек...

Дети мало читают классику. Словарный запас обеднен не только у детей, но и у их родителей и учителей. А ведь книга дает прекрасные образцы литературного языка, с помощью которого можно выражать не только свои мысли, но и чувства, самые тонкие нюансы своих переживаний и ощущений, а значит, и лучше понимать самого себя.

А это означает обеднение человеческого духа, обеднение внутреннего мира человека. Когда-то философа Мераба Мамардашвили спросили, с чего начинается человек. И он ответил: «Человек начинается с плача по умершему», то есть с сочувствия, с сопереживания.

 

Как помочь подростку понимать чувства другого человека?

– Большего внимания заслуживает эмоциональное развитие детей и школьников, сохранение их эмоционального благополучия.

Значение эмоций и чувств в становлении личности огромно. Они обогащают психику молодого человека, яркость и разнообразие чувств  делают его более интересным для окружающих и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то стихи, театр или переживания других людей, события, происходящие в мире, или свои собственные отношения.

 Опыт духовной жизни, понимание и переживание по поводу того, с чем приходится встречаться в жизни, откладывается в памяти ребенка, становится основой для восприятия мира вообще. Складывается хорошая или плохая картина мира.

Человек, совершающий физическое насилие, может делать это не потому, что злой, а потому, что в его внутреннем мире нет сочувствия к человеку как таковому. Он не осознает в полной мере, что другому может быть обидно, может быть больно. 

Эмоции школьников являются своеобразными индикаторами: они указывают, насколько благополучно формируется то, что К.Д. Ушинский назвал строем человеческой души. В школе мы столкнулись с тем, что дети даже не понимают, какие бывают чувства, что они выражают, как эти чувства может воспринять другой человек. Наш замечательный психолог В.В. Давыдов считал, что основным психологическим образованием в подростковом возрасте является именно умение понимать чувства другого человека и строить свое поведение в соответствии с этим пониманием. А этого понимания нет. Внутреннему миру человека сейчас не придается большого значения. Поэтому получается, что у нас школы выходят люди, которые интеллектуально развиты, но не чувствуют другого человека.

Мне-то кажется, что дело в психологической культуре личности. И начинать воспитание этой культуры надо с детства. Поэтому сейчас руководителям образования было бы весьма актуальным задуматься о необходимости психологического образования школьников. Мы много лет потратили на то, чтобы подготовить такую программу преподавания психологии в школе, в соответствии с возрастом ребенка. Младший школьник  должен почувствовать, что и он – человек, и сосед по парте Петька – тоже человек. Ему больно – и Петьке больно. Ребенок должен узнать, какими богатствами награждены все люди – способностью ощущать, воспринимать, помнить. И от нас самих зависит, как этими природными дарами распорядиться. А в 5-м классе детям уже можно рассказывать о том, что такое характер, способности. Что все люди разные.  И как хорошо, что люди разные, потому что если бы они были одинаковые, то стало бы скучно. И когда в 6-м классе подростки изучают общение, то уже понимают, что в общение вступают разные люди, поэтому общение взаимно обогащает людей. В 10-м классе старшеклассники знакомятся с темой «Самоопределение» – имеется в виду личностное, профессиональное и социальное самоопределение. Мы разработали для каждого класса школы, начиная с третьего, свои учебники. Мы доказали, что психологию можно и нужно дальше внедрять, а внедрять никто не хочет.

 

Психические законы развития и школа

– В наше время в системе образования нарушены законы психического развития, которые хорошо изучены возрастными психологами. И в этом беда наших современных детей. Ребенок сам должен осознавать ступеньки своего взросления. Из детского сада он переходит в начальную школу. Из начальной школы – в среднюю, где разные учителя его учат разным предметам. Ребенок начинает понимать, что переходит на следующую ступень своего развития. А сейчас? В детском саду он учится, как в школе. Мало того: после занятий в детском саду родители ведут его еще и на дополнительные занятия. В итоге получается, что детям учеба надоедает уже в детском саду. Поэтому они нередко идти в школу не хотят.

А ведь поступление в первый класс должно стать важным событием в жизни ребенка. Сейчас события нет. А если нет события, значит, нет к нему и отношения. А дальше уже как сложится. Если учительница будет опытная, чем-то заинтересует ребенка, то хорошо. А если нет – он так и будет неуспевающим в классе, и не потому, что глупый, а потому, что ему просто неинтересно.

Раньше учитель предупреждал родителей, чтобы они не учили детей заранее читать, потому что к первому классу дети функционально и психологически созревают для освоения этого навыка и в классе очень быстро обучаются читать. А сейчас дети приходят в школу разными – не столько в интеллектуальном развитии, сколько в степени «натаскивания». Кто-то прошел подготовительные курсы, кто-то дома с педагогом занимался, а кто-то не знает ничего. Система настолько разболтанна, что школьного учителя можно только пожалеть.

Отечественный классик психологии А.В. Запорожец говорил, что учить детей писать и считать можно и в два, и в три года, но делать это незачем. Ведь каждый возраст для чего-то существует. И в каждом возрасте должны быть сформированы определенные структуры психики, которые становятся основой для следующего этапа развития. На это и опирается учитель.

Любые преобразования школы должны начинаться с укрепления авторитета учителя. Именно учитель реализует то, что предусматривают новые  образовательные инициативы. Учитель является персонифицированным посредником между культурой, накопленной человечеством, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры. Но это посредничество может состояться только тогда, когда учитель для ученика –  уважаемый человек. Недоверие и неуважение школьников к учителю может перенестись на учебную деятельность, на всю сферу познания, что ведет к серьезным отклонениям в психическом и личностном развитии ребенка. 

Сейчас в системе образования – разлитое недоверие и неуважение к человеку. Экзамены выпускники сдают не в своей школе – вышестоящие руководители образованием не доверяют учителям, воспитывающим детей в течение многих лет, подозревают их в нечестности. Идущих на экзамен учеников чуть ли не обыскивают – им тоже не доверяют, подозревают в нечестности. В этом году в некоторых школах во время экзамена двери в туалетах снимали, и охранник караулил, когда дети ходили в туалет. Что мы таким отношением закладываем в сознание наших молодых людей? То, что никому нельзя верить – все обманывают, поэтому нужно найти  способ, чтобы всех «переобмануть». Это нарушение всех возможных условий воспитания нормального, порядочного и культурного человека. Все элементы образовательного процесса должны быть пронизаны культурой, доверием и уважительным отношением к ученику: учебник, урок, программа, экзамены, отношения взрослых и школьный быт.

 

Как улучшить работу психологической службы в школе?

– Задача психолога в школе – соединить свои усилия, усилия педагога и родителя для решения проблем ребенка.

Мне казалось, когда мы начинали создавать психологическую службу, что придут психологи в школу и поймут, чего детям недостает, чтобы они себя хорошо ощущали в этом мире. Помогут школьнику в развитии своих чувств, отношений с другими людьми, в понимании самого себя, где у него лучше получается, где хуже, почему.

К сожалению, у некоторых молодых практических психологов недостает психологической культуры, которая позволяла бы им стать необходимым человеком в школе. Они не умеют разговаривать ни с директором, ни с педагогом, ни с родителями.

Психолога выучивают диагностике. В реальной жизни в гораздо большей степени нужно совершенно другое – умение наблюдать и разговаривать с ребенком. Если психолог работает в школе, он понимает отношения внутри школы, понимает, как складываются отношения ребенка с одноклассниками, с учителем. Он рассматривает, как можно изменить эту социальную ситуацию таким образом, чтобы поддержать ребенка.

Психология должна перестроиться и внести в школу гуманистический, нравственный потенциал науки: знания о человеке и знания о сложности этого человека.

Одна из важных  забот педагога-психолога – пробуждать добрые чувства детей друг к другу, к миру, развивать эмоциональную сферу ребенка – основу психологической (внутренней) культуры его развивающейся личности. Это так важно, особенно в наше время. Впрочем, для нормального человеческого восприятия жизни это важно было всегда. Помните, при всех своих заслугах А.С. Пушкин гордился именно тем, что чувства добрые он лирой пробуждал.

Я бы хотела пожелать всем, кто работает с детьми, больше уважения, чувства доверия друг к другу. Ведь культура взаимодействия, уважительные отношения родителей, психологов и учителей являются важнейшим условием нормального развития ребенка. Взрослые найдут общий язык, если в центре их внимания будет поставлен ребенок – ведь более ценного в мире нет.

Беседовала Ольга ЖИГАРЬКОВА

 

 "Психологическая газета: Мы и Мир" №7(215) 

 

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.