Сегодня все меньше наших соотечественников путают психологов с
психиатрами, но рассказать о том, чем психологи могут помочь людям, сумеют
лишь самые «продвинутые». Отношение населения к психологии неоднозначно:
опросы общественного мнения показали, что, с одной стороны, за советом к
профессиональным психологам и психотерапевтам обращались лишь 6%
опрошенных, с другой стороны, что молодежь считает психологию популярной
профессией и относит ее к «специальностям будущего». Видимо, общество
ощущает заложенный в психологии потенциал, однако не представляет, как к
нему подступиться. Скорее всего, это связано с отсутствием знаний о
конкретном содержании психологии – как практической, так и теоретической.
К сожалению, представление о
возможностях психологической науки и практики отсутствует и у государства
в целом.
Получается, что психология
существует сама по себе, а общество – само по себе. Это удивительно,
поскольку предметом психологии является психический мир человека и
психология взаимодействия людей.
Профессиональное сообщество
психологов видит эту проблему. О ней в последнее время часто говорят
ученые Института психологии РАН, в частности, директор Института А.Л.
Журавлев и член-корреспондент РАН А.В. Юревич. Этой теме была посвящена и
конференция «Психолог и общество: диалог о взаимодействии», состоявшаяся
12 февраля 2008 года в Москве, которую совместными усилиями провели Центр
развития русского языка и Московский городской психолого-педагогический
университет.
Поскольку участники
конференции стремились показать реальный потенциал психологии в решении
проблем человека и общества, то предполагалось, что помимо профессионалов,
в мероприятии примут участие представители министерств, ведомств,
общественных организаций и СМИ. Однако, как это нередко бывает,
ответственные чиновники проигнорировали «благородное собрание». На
конференцию собрались психологи Москвы, Санкт-Петербурга, Томска;
представители общественных организаций; студенты, директора
образовательных учреждений, журналисты.
На конференции
присутствовала Л.
Путина. В своем
приветственном слове она выразила надежду, что в скором времени наше
общество преодолеет существующий «юношеский нигилизм» по отношению к
психологии, и опыт, накопленный наукой, поможет «сделать комфортным
существование человека в обществе и семье».
В ходе заседания были
обсуждены следующие темы:
1) «Психология и современное
общество. Психология в современном обществе»;
2) «Психология и общество:
точка взаимодействия – семья»;
3) «Психология и общество:
точка взаимодействия – образование»;
4) «Психологическое
просвещение и психологическая защищенность».
Что может дать психология
обществу? А.Г. Асмолов призвал к ведению конструктивного диалога
между психологией, обществом и государством. Он говорил о возможностях
психологии в «социальном конструировании реальности», в создании программ
в сфере психологического мониторинга общественных настроений и установок
личности; психологического проектирования развития образования,
здравоохранения, культуры, социального обеспечения, спорта;
психологической адаптации подростков, мигрантов, пенсионеров;
психологической экспертизы управленческих решений разного уровня и,
наконец, психологической помощи в критических ситуациях.
Многое делается психологами
в сфере помощи семье. Об этом свидетельствуют доклады, прочитанные А.Я.
Варгой, Н.Н. Авдеевой и С.Н. Ениколоповым.
По сути, выступающие
пытались осмыслить цели и задачи, которые психологи должны решать в
ситуации кризиса традиционной семьи и концепции воспитания. А.Я. Варга,
обобщая накопленный опыт консультативной работы с семьей, нарисовала
социально-психологический портрет российской семьи в эпоху перемен. В
частности, сегодня утрачены общие представления о смысле семьи. Снизилась
рождаемость, брак перестал быть ролевым (практически не стало разделения
на мужские и женские дела, в семье подчас работают оба супруга,
претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной
сфере). Разрушается иерархия в семье. Поскольку основой брака становится
партнерство, супругам нужно договариваться о правилах семейной жизни,
которые теперь становятся индивидуальными для каждой семьи. В
повседневную жизнь приходят новые коммуникативные технологии. У старшего и
младшего поколений различаются способы общения, формируются разные
культуры досуга. Например, родители любят книгу, дети – компьютер.
Родительский опыт оказывается не нужным детям, и авторитет старших падает.
В обществе исчезает единое представление о правильном воспитании детей.
Усложнилось взаимодействие семьи со школой. Помочь семье адаптироваться к
переменам может семейный психолог. «Однако, - замечает А. Я. Варга, - в
стране до сих пор нет единого стандарта профессии семейного практического
психолога... Нет государственного признания фактически существующей и
функционирующей профессии».
Сегодня многие матери и отцы
стремятся соответствовать образу «хорошего родителя». Однако так ли он
хорош, этот популярный образ идеального родителя? Об этом говорила Н.Н.
Авдеева. Такой родитель желает видеть своего ребенка разносторонне
развитым. И это естественно: семья стремится обеспечить
конкурентоспособность и успешность своего ребенка в будущем. Но при этом
возникают новые риски здоровью и нормальному развитию детей: они лишаются
личной инициативы, не учитываются психологические особенности их возраста.
«Отдавая все усилия образованию, родители не занимаются развитием ребенка,
- говорит Н.Н. Авдеева. – Подчас дети не умеют общаться с другими,
сопереживать другим, выражать свои чувства». Однако появляются и отрадные
тенденции, когда родители желают участвовать именно в воспитании ребенка,
заинтересованы в получении информации о пользе и вреде телевидения,
мобильного телефона и компьютера для здоровья своего отпрыска. «В этой
ситуации психолог не просто имеет дело с уже возникшими проблемами
родителей и детей, но работает на опережение и профилактику, повышая
уровень родительской компетентности и создавая оптимальную среду для
развития ребенка», - заключила Н.Н. Авдеева.
О психологической помощи
социально-дезадаптированным семьям говорил С. Н. Ениколопов.
Социальные механизмы, которые прежде регламентировали функционирование
традиционной семьи, в современной России практически не работают. На
передний план выдвинулись проблемы, связанные с «дальнейшим увеличением
числа разводов, раздельным проживанием супругов по причине миграции в
поисках заработка, распространением фактических браков и внебрачных
рождений, сознательной и вынужденной бездетностью супружеских пар, ростом
домашнего насилия», - отмечает С.Н. Ениколопов.
Можно говорить о том, что
современная семья переживает глубокий кризис, связанный, в частности, с
социально-экономическими изменениями в нашей стране. Культура
взаимоотношений не только внутри семьи, но и в обществе в целом находится
на чрезвычайно низком уровне.
Воспитание психологической
культуры молодого поколения страны – одна из задач современного
образования, считает И.В. Дубровина. Этому может способствовать
преподавание психологии в средней школе. «Целью психологического
образования в школе можно считать овладение школьниками основами
психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической
готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с
миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним
миром», - сказала И.В. Дубровина. В конечном счете, это будет воспитание
интеллигентности как высшей формы проявления сущности психологической
культуры человека.
Нуждается в модернизации и
современное психологическое образование. Этой теме было посвящено
выступление ректора Московского городского психолого-педагогического
университета В.В. Рубцова. Необходимо преодолеть разрыв между
требованиями социальной практики и сложившейся в России системой
образования психологов. Не менее остро стоит задача создания современной
системы психологической подготовки педагогических кадров. «Пришло время
создавать такие образовательные маршруты, когда бакалавр по направлению
“Педагогика” сможет продолжать обучение в магистратуре по направлению
“Психология”, и наоборот», - сказал В.В. Рубцов.
На конференции прозвучали
также доклады профессоров В. П. Зинченко, И.А. Баевой, Е.Л. Михайловой
и других.
Участники конференции пришли
к выводу, что сегодня недостаточно эффективно используется потенциал
практической психологии, что не удивительно, поскольку отсутствует
программа взаимодействия государственных органов, сообщества психологов и
общественных организаций. В связи с этим был принят проект резолюции, в
котором предлагается, в частности, создать координационный
общественно-государственный совет или межведомственную комиссию по
проблемам практической психологии; сформировать государственный заказ на
исследования психологического портрета подрастающего поколения, проблем
семьи и состояния психологической безопасности населения; создать
головной Национальный ресурсный центр практической психологии образования
и систему центров в федеральных округах; ввести курс психологии в школе;
предусмотреть в стандартах высшего образования направление «Психология
образования», включив в него профиль «Семейное консультирование».
Конференция также показала
необходимость донести самыми разнообразными способами до широкой
непрофессиональной аудитории информацию о том, какую помощь от психолога
может получить как отдельный человек, так и общество в целом.
Ольга Жигарькова
Фото: Центр развития
русского языка
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№3[139]2008) |