Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Конференция в ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЕ

 

 

ПСИХОЛОГ И ОБЩЕСТВО: ДИАЛОГ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 


Сегодня все меньше наших соотечественников путают психологов с психиатрами, но рассказать о том, чем психологи могут помочь людям, сумеют лишь самые «продвинутые». Отношение населения к психологии неоднозначно: опросы общественного мнения показали, что, с одной стороны, за советом к профессиональным психологам и психотерапевтам обращались лишь 6% опрошенных, с другой стороны, что молодежь считает психологию популярной профессией и относит ее к «специальностям будущего». Видимо, общество ощущает заложенный в психологии потенциал, однако не представляет, как к нему подступиться. Скорее всего, это связано с отсутствием знаний о конкретном содержании психологии – как практической, так и теоретической.

 

К сожалению, представление о возможностях психологической науки и практики отсутствует и у государства в целом.

Получается, что психология существует сама по себе, а общество – само по себе. Это удивительно, поскольку предметом психологии является психический мир человека и психология взаимодействия людей. Профессиональное сообщество психологов видит эту проблему. О ней в последнее время часто говорят ученые Института психологии РАН, в частности, директор Института А.Л. Журавлев и член-корреспондент РАН А.В. Юревич. Этой теме была посвящена и конференция «Психолог и общество: диалог о взаимодействии», состоявшаяся 12 февраля 2008 года в Москве,  которую совместными усилиями провели Центр развития русского языка и Московский городской психолого-педагогический университет.

Поскольку участники конференции стремились показать реальный потенциал психологии в решении проблем человека и общества, то предполагалось, что помимо профессионалов, в мероприятии примут участие представители министерств, ведомств, общественных организаций и СМИ. Однако, как это нередко бывает, ответственные чиновники проигнорировали «благородное собрание». На конференцию собрались психологи Москвы, Санкт-Петербурга, Томска; представители общественных организаций; студенты, директора образовательных учреждений, журналисты.

На конференции присутствовала Л. Путина. В своем приветственном слове она выразила надежду, что в скором времени наше общество преодолеет существующий «юношеский нигилизм» по отношению к психологии, и опыт, накопленный наукой, поможет «сделать комфортным существование человека в обществе и семье».

В ходе заседания были обсуждены следующие темы:

1) «Психология и современное общество. Психология в современном обществе»;

2) «Психология и общество: точка взаимодействия – семья»;

3) «Психология и общество: точка взаимодействия – образование»;

4) «Психологическое просвещение и психологическая защищенность».

Что может дать психология обществу? А.Г. Асмолов призвал к ведению конструктивного диалога между психологией, обществом и государством. Он говорил о возможностях психологии в «социальном конструировании реальности», в создании программ в сфере психологического мониторинга общественных настроений и установок личности; психологического проектирования развития образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, спорта; психологической адаптации подростков, мигрантов, пенсионеров; психологической  экспертизы управленческих решений разного уровня и, наконец, психологической помощи в критических ситуациях.

Многое делается психологами в сфере помощи семье. Об этом свидетельствуют доклады, прочитанные А.Я. Варгой, Н.Н. Авдеевой и С.Н. Ениколоповым.

По сути, выступающие пытались осмыслить цели и задачи, которые психологи должны решать в ситуации кризиса традиционной семьи и концепции воспитания. А.Я. Варга, обобщая накопленный опыт консультативной работы с семьей, нарисовала социально-психологический портрет российской семьи в эпоху перемен. В частности, сегодня утрачены общие представления о смысле семьи. Снизилась рождаемость, брак перестал быть ролевым (практически не стало разделения на мужские и женские дела, в семье подчас работают оба супруга, претендующие на профессиональный рост и самоутверждение в публичной сфере). Разрушается иерархия в семье. Поскольку основой брака становится партнерство, супругам нужно договариваться о правилах семейной жизни, которые  теперь становятся индивидуальными для каждой семьи. В повседневную жизнь приходят новые коммуникативные технологии. У старшего и младшего поколений различаются способы общения, формируются разные культуры досуга. Например, родители любят  книгу, дети – компьютер. Родительский опыт оказывается не нужным детям, и авторитет старших падает. В обществе исчезает единое представление о правильном воспитании детей. Усложнилось взаимодействие семьи со школой. Помочь семье адаптироваться к переменам может семейный психолог. «Однако, - замечает А. Я. Варга, - в стране до сих пор нет единого стандарта профессии семейного практического психолога... Нет государственного признания фактически существующей и функционирующей профессии».

Сегодня многие матери и отцы стремятся соответствовать образу «хорошего родителя». Однако так ли он хорош, этот популярный образ идеального родителя? Об этом говорила Н.Н. Авдеева.  Такой родитель желает видеть своего ребенка разносторонне развитым. И это естественно: семья стремится обеспечить конкурентоспособность и успешность своего ребенка в будущем. Но при этом возникают новые риски здоровью и нормальному развитию детей: они лишаются личной инициативы, не учитываются психологические особенности их возраста. «Отдавая все усилия образованию, родители не занимаются развитием ребенка, - говорит Н.Н. Авдеева. – Подчас дети не умеют общаться с другими, сопереживать другим, выражать свои чувства». Однако появляются и отрадные тенденции, когда родители желают участвовать именно в воспитании ребенка, заинтересованы в получении информации о пользе и вреде телевидения, мобильного телефона и компьютера для здоровья своего  отпрыска. «В этой ситуации психолог не просто имеет дело с уже возникшими проблемами родителей и детей, но работает на опережение и профилактику, повышая уровень родительской компетентности и создавая оптимальную среду для развития ребенка», - заключила Н.Н. Авдеева.

О психологической помощи социально-дезадаптированным семьям говорил С. Н. Ениколопов. Социальные механизмы, которые прежде регламентировали функционирование традиционной семьи, в современной России практически не работают. На передний план выдвинулись проблемы, связанные с  «дальнейшим увеличением числа разводов, раздельным проживанием супругов по причине миграции в поисках заработка, распространением фактических браков и внебрачных рождений, сознательной и вынужденной бездетностью супружеских пар, ростом домашнего насилия», - отмечает С.Н. Ениколопов.

Можно говорить о том, что современная семья переживает глубокий кризис, связанный, в частности, с социально-экономическими изменениями в нашей стране. Культура взаимоотношений не только внутри семьи, но и в обществе в целом находится на чрезвычайно низком уровне.

Воспитание психологической культуры молодого поколения страны – одна из задач современного образования, считает И.В. Дубровина. Этому может способствовать преподавание психологии в средней школе. «Целью психологического образования в школе можно считать овладение школьниками основами психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром», - сказала И.В. Дубровина. В конечном счете, это будет воспитание интеллигентности как высшей формы проявления сущности психологической культуры человека.

Нуждается в модернизации и современное психологическое образование. Этой теме было посвящено выступление ректора Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцова. Необходимо преодолеть разрыв между требованиями социальной практики и сложившейся в России системой образования психологов. Не менее остро стоит задача создания современной системы психологической подготовки педагогических кадров. «Пришло время создавать такие образовательные маршруты, когда бакалавр по направлению “Педагогика” сможет продолжать обучение в магистратуре по направлению “Психология”, и наоборот», - сказал В.В. Рубцов.

На конференции прозвучали также доклады профессоров В. П. Зинченко, И.А. Баевой, Е.Л. Михайловой и других.

Участники конференции пришли к выводу, что сегодня недостаточно эффективно используется потенциал практической психологии, что не удивительно, поскольку отсутствует программа взаимодействия государственных органов, сообщества психологов и общественных организаций. В связи с этим был принят проект резолюции, в котором предлагается, в частности, создать координационный общественно-государственный совет или межведомственную комиссию по проблемам практической психологии; сформировать государственный заказ на исследования психологического портрета подрастающего поколения, проблем семьи и состояния психологической  безопасности населения; создать головной Национальный ресурсный центр практической  психологии образования и систему центров в федеральных округах; ввести курс психологии в школе; предусмотреть в стандартах высшего образования направление «Психология образования», включив в него профиль «Семейное консультирование».

Конференция также показала необходимость донести самыми  разнообразными способами до широкой непрофессиональной аудитории информацию о том, какую помощь от психолога может получить как отдельный человек, так и общество в целом.

Ольга Жигарькова

Фото: Центр развития русского языка

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№3[139]2008)

 

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.