Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

 

СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА


В Москве прошли юбилейные торжества по случаю столетнего юбилея Психологического института Российской Академии образования.

 

Психологический институт им. Л.Г. Щукиной при Московском университете начал свою работу в 1912 году, а официально открыт 5 апреля 1914 года, благодаря усилиям профессора кафедры философии и психологии Георгия Ивановича Челпанова.

Трехэтажное здание Института на Моховой улице было построено по специальному проекту.  Здесь имелась большая аудитория на 300 мест, малая аудитория для занятий экспериментальной психологией, библиотека, в которой хранилось 4 тысячи книг и выписывались психологические журналы со всего света. Без меценатской помощи предпринимателя Сергея Щукина (того самого, чья коллекция «нового западного искусства» украшает теперь собрание Музея изобразительных искусств имени Пушкина) проект вряд ли мог осуществиться.

И вот теперь, спустя сто лет, в Доме ученых состоялось торжественное собрание, посвященное этой круглой дате, а 24 октября 2012 года в здании самого Психологического института прошла юбилейная конференция «Век психологии».

На торжественном заседании с докладом, всесторонне освещающим историю и современную деятельность Института, выступил его директор В.В. РУБЦОВ. «Во все времена Институт сохранял свое лицо, никогда не отказываясь от понимания своей ведущей роли – роли института, в котором приоритет имеют фундаментальные психологические исследования в их связи с социальной практикой», – отметил В. Рубцов. С Психологическим институтом связано становление трех отечественных научных школ: школы Челпанова (интеграция общепсихологического и экспериментального знания в исследовании психики), школы Выготского, Лурии и Леонтьева (культурно-исторический и деятельностный подходы к исследованию психики) и школы Теплова (исследование физиологических основ индивидуально-психологических различий людей). Приоритетными в Институте считаются исследования детства. Здесь создано уникальное направление детской психологии – преподавание психологии в школе, концепция личностно-ориентированного образования и многие другие. На прикладных исследованиях В. Рубцов остановился особо. В Институте разрабатываются модели психологического обеспечения образовательного процесса, система оценки качества образования, методы организации комфортной образовательной среды, создаются учебники нового поколения, основанные на деятельностном подходе. На Психологический институт возложена задача проведения исследований по двум направлениям: «Тенденции и закономерности развития современного ребенка» и «Теоретические основы и практические модели поиска, выявления и развития детской одаренности». Кульминацией работы по интеграции науки и образования стало создание Научно-образовательного комплекса на базе Психологического института и Московского городского психолого-педагогического университета. Этот комплекс превращается в базовый ресурсный центр психолого-педагогической науки и образования. В рамках проекта по созданию новых образовательных стандартов психолого-педагогического образования разработана двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) подготовки психологов образования, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных  классов и социальных педагогов. Психологический институт «всегда  был и остается авторитетным центром отечественной науки и образования», – заключил В. Рубцов.

Доктор психол. наук  В.П. ЗИНЧЕНКО высказал разочарование в общем состоянии психологической науки в начале 21 века. Он, однако, отметил, что Психологический институт остается «парадным подъездом нашей науки». О давней российской            традиции тесного взаимодействия философии и психологии говорил доктор филос. наук В.А. ЛЕКТОРСКИЙ, а доктор мед. наук В.А. ПОНОМАРЕНКО, автор концепции профессионального здоровья специалистов опасных профессий, пожелал Институту больше заниматься проблемами «нравственности, ответственности и совести, что важно для государства». «Самое главное, не бойтесь начальников и делайте все, как надо», – напутствовал он сотрудников Института.

А.Л. ЖУРАВЛЕВ, директор Института психологии РАН, отметил,  что в 20 веке было создано два психологических  института, которые работают до сих пор: это Психологический институт РАО и Институт психологии РАН. Это замечательно, но «хочется пожелать всем нам, чтобы открывались новые научные учреждения, новые лаборатории». «Мы живем в исторический период, когда образование ставится выше науки, – сказал А. Журавлев. – Но я верю, что без науки и нравственности образования не может быть».

На торжественном собрании Институт принимал поздравления от Государственной Думы, Федерального собрания, Министерства образования, коллег-психологов из МГУ и СПбГУ и других авторитетных организаций, а также награждал своих ведущих сотрудников за достижения в научной работе.

На конференции «Век психологии» руководители научных коллективов Психологического института подводили итоги и говорили о планах на будущее.

Ученые подчеркивали необходимость новых подходов и даже новых научных парадигм для дальнейшей работы, поскольку в стране и мире происходят кардинальные изменения (Т.Д. МАРЦИНКОВСКАЯ).

С.Б. МАЛЫХ, зав. лабораторией возрастной психогенетики, рассказывал о значении исследований роли генетических факторов в формировании разнообразия психологических характеристик человека. Создается специальный ресурс – «Российский школьный близнецовый регистр», который поможет раскрыть тайны индивидуальных различий людей. В лаборатории разработана учебная дисциплина «Психогенетика», для нее написаны учебники.

И.В. ДУБРОВИНА, руководитель лаборатории научных основ детской практической психологии, отметила, какую важную роль сыграл Психологический институт в создании практической психологии образования. Здесь было разработано первое положение о психологической службе в системе образования, программы подготовки психологов образования. Для средней школы создана программа курса «Психология», который преподается в десятках школ Москвы, Омска и других городов.

О концепциях, разработанных в лабораториях психического развития дошкольников, психологии саморегуляции и профессионального развития личности, рассказали присутствующим Е.О. СМИРНОВА, В.И. МОРОСАНОВА и  Л.М. МИТИНА, а об истоках и перспективах экопсихологии развития – В.И. ПАНОВ.

 Г.Г. ГРАНИК, заведующая  лабораторией психологических основ построения школьных учебников по русскому языку, отметила, что для создания современного учебника требуется синтез психодидактики, лингвистики, литературоведения, возрастной психологии и методики преподавания. В современном учебнике представлена такая форма изложения материала, которая апеллирует и к эмоционально-образному, и логическому мышлению школьника. Разработан целостный курс русского языка для 1-9 классов, который уже внедряется в практику обучения.

О междисциплинарных исследованиях природы индивидуальных различий, проводимых в Институте, рассказывала М.С. ЕГОРОВА, а об исследованиях индивидуальности в лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии – М.К. КАБАРДОВ. Здесь получена классификация некоторых специальных способностей, таких как лингвистические и художественные способности. Выявлены факторы, благоприятное сочетание которых увеличивает эффективность деятельности педагогов в системе образования.

Д.Б БОГОЯВЛЕНСКАЯ говорила о методологии, разработанной в стенах Психологического института, применительно к проблеме творчества и одаренности. В рамках концепции творчества была выделена единица его анализа и разработан метод «креативного поля», с помощью которого можно построить типологию творчества. А.А. МЕЛИК-ПАШАЕВ, зав. лабораторией психологических проблем художественного развития, рассказывал о психологических истоках художественного творчества. Е.И. ЩЕБЛАНОВА основную задачу лаборатории психологии одаренности видит в разработке научных оснований и способов диагностики талантливых детей как в дошкольных учреждениях, так и в школе. Лонгитюдные исследования одаренных детей показали, что в старших классах усиливаются негативные мотивационные тенденции (страх неудачи, боязнь ошибок, нарушения мышления при стрессе), что приводит к падению показателя креативности подростков. Необходима система поддержки и развития одаренных детей, которая  уже создана и апробируется на базе школы «Созвездие» (доктор психол. н. Н.Б. Шумакова).

 «Психологическая газета: Мы и Мир» поздравляет сотрудников Психологического института с замечательным юбилеем и желает им новых научных свершений.

 

 

 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№11[195]2012)

 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design – Григорий Жигарьков

Rambler's Top100

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.