Сайт обновляется не реже 3-х раз в неделю

     
     
     
     
   

 

 

Вероника Нуркова

 

 

ПРЕЛЕСТНЫЕ КАРТИНКИ

(В кругу семьи)


…Эти люди легко узнаваемы даже в толпе. От них исходит приятная теплота уверенности в себе, не имеющая ничего общего с тупой самонадеянностью. Они уязвимы, но не беззащитны. Весь их вид намекает на принципиальную возможность гармонии. Они живут своей жизнью, и ветер обстоятельств не сбивает их с ног, оттого что им есть на что опереться. Эта опора - в их прошлом, в прелестных картинках их детства, где они навсегда запечатлены умными, красивыми, любимыми, удачливыми, и главное - счастливыми.
      Вспоминание событий детства - не просто одна из форм приятного времяпрепровождения, это - важнейший источник развития человеческой личности, обеспечивающий стабильность всех ее психических свойств. Вглядываясь в причины многих наших решений и поступков, мы можем заключить, что реальность прошлого оказывается для нас часто более жизненной, влиятельной, насущной, чем окружающая нас действительность. Один из выдающихся мастеров жанра самоанализа Нина Берберова так описывает роль детских воспоминаний в своей судьбе: ”Сознаю, что корни всех поздних раздумий - в моих ранних годах, корни всех поздних страстей - в детских бессонницах. Что все, что мною разгадано теперь, было загадано тогда. Что судьба моя была (и есть) - развитие и рост, как всякая судьба живого. Что ничего не отошло, но, наоборот, присутствует и преображается вместе со мной. И что все, что построено на основе прошлого, находится в полном соответствии с этой основой.” Коротко говоря: какими мы себя помним, такие мы и есть, так мы и чувствуем, а следовательно, и действуем.
      Действительно, как мы приходим к выводу о том, умны мы или нет, красивы или безобразны, вообще - о том, какие мы на самом деле? Не надо обманываться, думая, что это происходит на основе объективного самонаблюдения.
      Трехлетний ребенок, ограниченный рамками детской амнезии, не может самостоятельно выстроить представление о своей личной, осмысленной судьбе. Для маленького ребенка фантазии и реальные события еще смешаны, и он вынужден постоянно обращаться к родителям с вопросом о правдивости своих воспоминаний. Ребенок слушает и запоминает рассказы взрослых о своем младенчестве и раннем детстве, делая их своей памятью о себе. Рассказы взрослых же всегда неоднозначны, противоречивы, далеки от истины и зависят от их настроения, отношения к ребенку, надежд и разочарований, с ним связанных. На протяжении всей жизни человек подвержен воздействию внушения родителей о том, каким он будто бы был в раннем детстве.
      Поскольку этот процесс непрестанно повторяется, истории все усложняются, модифицируются и теряют почти всякую связь с реально происходившими событиями - к подростковому возрасту мы уже имеем мифологические воспоминания. Наши достижения и провалы не более, чем легенда нашей семьи о нас настоящих. Перечтите интервью с популярными людьми: “Петь я начал раньше, чем говорить…”, “первые стихотворные строки пришли ко мне, когда мать меняла мне пеленки…” Неужели можно серьезно верить в то, что эти воспоминания основаны на фактах прошлого, когда они очевидно расцветают на почве нынешнего социального успеха их носителя?! Таким образом, поскольку мы видим, что наша память о себе не представляет собой чего-то неприкосновенного или более того - “личностно священного”, мы имеем полное моральное право построить сами “особенно драгоценные клочья” прошлого для себя и для своих детей.
      Безусловно, можно только поздравить тех людей, память которых спонтанно поддерживает своих владельцев неистощимым арсеналом драгоценных фрагментов детства. Эти счастливчики черпают свою жизнестойкость из реального прошлого безоблачного детства или из наследственно обусловленного оптимизма. Но то, что не получено из случайных обстоятельств вкупе с повышенным содержанием “гормонов счастья” в кровеносной системе, всегда можно заменить специально организованным воспитанием. Модный нынче лозунг о возвращении к естественности и природной непосредственности во всем (в том числе и в воспитании) не должен затемнить мысль об ответственности родителей за полноту жизни своих детей.
      Новые направления в современной педагогике, носящие собирательное название “проектные”, призывают воспитателя целенаправленно моделировать ситуации, способствующие росту той или иной составляющей психического развития ребенка. Родители обязаны заложить в ребенке цепь прекрасных воспоминаний, которые будут способны охранять спокойное течение его жизни в самые тяжелые и ответственные часы.
      Баланс или дисбаланс между счастливыми и горестными событиями нашего прошлого (как мы их помним, конечно) определяет общий модус жизни человека, не ситуативное, а глобальное отношение к себе и своему будущему. Если нам кажется, что в нашем прошлом было больше несчастий, чем удач, каждый новый удар судьбы выбивает нас из седла, переполняет чашу терпения. И наоборот, лишь маленькой неприятностью на фоне общего благополучия воспринимается любая напасть человеком с субъективно счастливым прошлым.
      Прежде чем продумать стратегию своего поведения с ребенком, важно провести своеобразную экспресс- диагностику его отношения к своему прошлому. Не правда ли, весьма любопытно узнать за несколько секунд, чувствует ли Ваше дитя себя счастливым? Прибегнем к простому способу. Хорошо известно, что маленькие дети глубже всего проявляют себя в рисовании. Причем владение цветом достигает в их творчестве высот, намного превосходящих актуальный уровень их речевого развития. Другими словами, ребенок способен выразить рисунком в целом и цветом в частности значительно больше, чем рассказом. Символика цветов неосознанно овладевает смысловым пространством детства, и носит символика эта общекультурный характер, то есть может быть прочитана взрослыми. Спросите ребенка: “В какой цвет ты бы раскрасил свое прошлое?” - и Вы получите недвусмысленный ответ. Если это будет веселый, светлый, насыщенный тон или просто цвет любимой игрушки Вашего ребенка, то можете поставить себе высокий балл за обеспечение радостного детства конкретного цветка Вашей жизни. Если же выбранный цвет будет тусклым, угнетающим (серый, коричневый, черный), или, не дай Бог, в нем будет заключена легко отгадываемая ссылка на наряд самого ненавистного персонажа мультфильма - пора задуматься. Неочевидность детского цветового символизма легко прояснить парой наводящих вопросов: “Нравится ли тебе этот цвет? Кто одевается обычно в этот цвет? Хотел бы ты, чтобы твое любимое платье было такого цвета (обои в детской)?” Ребенок, в отличие от взрослого, не чувствует подвоха и охотно разъясняет свои чувства. Итак, коль цвет жизни Вашего чада далек от идеального, самое время взяться за исправление сложившегося порядка вещей.
      Спешу обрадовать Вас: в то время как поменять весь стиль жизни маленького человека представляется весьма проблематичным ,- вполне реально и, что крайне приятно, не менее продуктивно изменить лишь воспоминания ребенка о своей жизни, закрепляя и подчеркивая радостные и позитивные, те, в которых он проявляет себя как сильный, успешный и любимый Вами человек, и затушевывая, лишая исключительности воспоминания, вредные для положительной самооценки ребенка. Как же осуществить это практически?
      Психологи подчеркивают решающую роль родительской семьи в установлении типа автобиографической памяти человека. Существуют два пути материнского поведения, определяющие "каркас" построения индивидуального способа самопредставления. Первый путь является продуктивным путем диалога, способствующего совместному построению воспоминания ребенка, второй путь представляет собой путь тупиковых риторических вопросов, не развивающих новые воспоминания. Другими словами, когда воспитатель сочтет, что произошло именно то событие, которое должно на годы сохраниться в памяти ребенка, необходимо обсудить это событие, давая ребенку возможность высказать свое мнение, а если он еще мал для этого , - то и просто закончить начатые Вами фразы (типа “Мы видели сегодня в зоопарке ...”). Полезно составить вместе с ребенком законченную историю по мотивам происшествия, причем просто отлично, если действующие герои и их роль в событии будут приукрашенными, более значительными и привлекательными, чем это было на самом деле. Различия со временем сотрутся, оставив один цельный, эмоционально праздничный образ.
      Если с ребенком произошла неприятность, которую невозможно игнорировать из-за ее интенсивности или по педагогическим соображениям, необходимо придать ей смысл, включить ее в ряд жизненных событий, связав ее с причиной и разъяснив последствия. В памяти несчастливому моменту жизни желательно присвоить ярлык не очень важного факта, одного из многих рядоположенных событий. “Тебя не приняли в спортивную секцию, но это значит только то, что ты еще можешь искать себя, у тебя больше свободы выбора, чем у других ребят. Конечно, это неприятно, но все же это случилось очень своевременно. У тебя есть еще время работать над собой…”
Ребенок должен также постепенно учиться сознательно пользоваться своим опытом, прибегать к его помощи при выборе правильного способа действия в той или иной ситуации, при подтверждении преемственности самого себя в совершенно различных жизненных коллизиях. Когда у ребенка возникает какое-нибудь затруднение, помогите ему вопросом: “ А как ты, Петя (Вася, Маша), раньше вел(-а) себя в таких ситуациях?” На ответ же: ”А ведь такого еще со мной не случалось!”- нетрудно найтись: ”Но ведь ты все равно остаешься Петей и можешь придумать, как поступить правильно!”
…Новые места пробуждают старые воспоминания. Все Ваши усилия окупятся сторицей, когда, путешествуя по непредсказуемой дороге взрослой жизни, Ваш ребенок, споткнувшись, не растеряется, а сможет сказать себе: “Я теперь лечу назад, навстречу прекрасной своей Весне, и обволакиваюсь душой в это воспоминание, и вижу, что оно стоит на страже всей моей жизни”. Вы станете законно гордится тем, что эту стражу вырастила не случайная цепкость детской памяти, - ее поставили и воспитали Вы сами.

  
 «Психологическая газета: Мы и Мир» (№[118]2006)

 
 Наверх

| семейная консультация | мнение профессионала | зеркало | психология и культура | психология бизнеса | на досуге | Москва психологическая | Наши за бугром |

Web-design - Григорий Жигарьков

Rambler's Top100 хостинг от azz.ru

Copyright © «РИА МедиаФорум», 2005-2006. Все права защищены.

При использовании материалов данного сайта ссылка на "Психологическую газету: Мы и Мир" и на сайт обязательна.