Сегодня общество и
система образования предпочитают выступать по отношению к родителям с
позиции требований. Социум навязывает нормативы, как детей нужно рожать,
кормить, учить, воспитывать, развивать. Родители должны стремиться сделать
ребенка таким, каким хочет его видеть общество. И чем старше ребенок
становится, тем сложнее требования, предъявляемые различными социальными
институтами.
Из семьи уходит
спонтанность и естественность взаимоотношений с детьми. После
напряженного рабочего дня родители реже испытывают желание поиграть с
ребенком, вместе с ним что-то смастерить или починить. Исчезают семейные
традиции, которые больше не стремятся поддерживать и развивать.
Как помочь родителям
укрепиться во мнении, что они - компетентные, «правильные» родители,
помочь им воспитать ребенка, готового к жизни в социуме и в то же время
способного насладиться полнотой жизни и общения со взрослыми?
На этот драматический для психологов вопрос
каждый из них отвечает по-своему. Елена Леонидовна ГОРЛОВА, кандидат
психологических наук, доцент кафедры проектирующей психологии Института
психологии имени Выготского РГГУ, ищет решение проблемы семьи в рамках
родительского клуба при Доме детского творчества, который уже в течение
двух лет работает в подмосковном Лыткарино.
«Для меня родительский клуб, где я работаю педагогом-психологом, больше
хобби, чем работа. Мне интересно живое общение с родителями, у которых
есть дети двух-трех лет, - говорит Елена Леонидовна Горлова. - Для меня
родительский клуб – это возможность творчества, потому что взрослые, с
которыми я работаю, только начинают приобретать родительский опыт, а их
маленькие дети открыты к познанию окружающего мира. И когда собираются в
одном месте люди, которые творчески относятся к себе и своим детям, всегда
будет хороший результат, испортить здесь что-нибудь сложно.
Когда я начинала работу с родителями и детьми шесть лет тому назад, меня
поразило, что при равных возможностях, не имея никаких психологических и
медицинских отклонений, дети по-разному себя ведут уже на самых ранних
стадиях своего развития. Самое главное для детей двух-трехлетнего возраста
– смотреть на мир широко открытыми глазами и исследовать свойства
предметов, которые находятся вокруг. Но оказалось, что некоторые малыши не
проявляют интереса к окружающим предметам, у них нет естественного
любопытства, тяги к познанию мира».
Зависит ли это от родителей? От их
информированности относительно развития ребенка, умения распознавать его
чувства, умения грамотно построить взаимодействие с ним? Задавшись таким
вопросом, Е.Л. Горлова провела специальное исследование. В
результате выяснилось, что существует четыре
типа родителей, воспитывающих детей раннего возраста.
Родители-интеллектуалы
Исследование показало, что сегодня родители достаточно информированы, они
много знают о том, какие бывают программы, игры, пособия для развития
детей. Таких информированных родителей Е.Л.
Горлова назвала «интеллектуалами».
Ориентируясь на воспитание по учебникам, они порой не чувствуют, что нужно
и важно их собственному малышу, и действуют наугад. Это затрудняет
воспитание и не всегда приводит к развитию ребенка.
Мама-интеллектуалка всегда стоит в оценивающей позиции, определяя,
насколько ее малыш соответствует нормативам – ездит ли он на трехколесном
велосипеде в три года или нет, говорит ли он двух-трехсложными
предложениями или нет. И если малыш не соответствует нормативам, она
делает все, чтобы он этой нормы достиг, чем быстрее, тем лучше,
порой вопреки желаниям самого ребенка. Мама-интеллектуалка
довольно часто ярко демонстрирует свое эмоциональное состояние, не обращая
внимание на переживания ребенка, действует за него и за себя. Она сама
одевает, кормит его, занимается с ним тем, что считает необходимым.
Что ищут такие родители в родительском клубе? «Они узнают из средств
массовой информации о том, что сегодня есть психологи и педагоги раннего
развития, которые могут научить малыша читать к трем годам или говорить на
иностранном языке. Поэтому приходят в школы
раннего развития, чтобы получить здесь компетентную помощь по
интеллектуальному развитию своего малыша, - рассказывает
Елена Леонидовна. – Они не замечают, что у них
имеются проблемы по общению со своим ребенком. Да и неоткуда им об
этом узнать, потому что пособий по эмоциональному развитию детей сегодня
не найти». Родителям-интеллектуалам нужно убедиться, что они – хорошие,
правильные родители, потому что их ребенок знает и умеет больше, чем его
сверстники. Такой родитель рассказывает другим, что нашел для своего
малыша самых лучших специалистов по танцу, лучших педагогов по подготовке
к школе, что у него ребенок еще и бассейн посещает. А как в реальной жизни
проявлять свои чувства к малышу и как, сохраняя близость с ним, развивать
его, как ориентироваться на его индивидуальные потребности,
родители-интеллектуалы не знают.
Дети таких родителей не проявляют
исследовательского интереса по отношению к предметам, которые их окружают.
Они ждут указаний взрослого, что им делать, чтобы повторить действие по
образцу. Либо вообще демонстрируют невротическую реакцию.
Родители-интуитивы
Эти родители хорошо чувствуют своего ребенка,
сопереживают ему, принимают,
стремятся к непосредственному общению с ним. Не
зная готовых шаблонов воспитания ребенка, развивающих игр и игрушек, они
готовы придумывать разные ситуации, которые могут быть развивающими для
малыша, но все это происходит неосознанно, без специальной направленности.
Они учатся родительству в общении с собственным ребенком и все время
эмоционально сопровождают его действия, откликаются, поддерживают
его развитие. И это очень важно, особенно если родителями они стали в
первый раз. Но они не могут объяснить причины
возникновения проблем в детском поведении. Родители этой группы мало
осведомлены о возрастных особенностях своего чада.
Дети у таких родителей чаще проявляют исследовательскую активность, они с
интересом рассматривают предметы, стремятся произвести разнообразные
действия с ними.
Компетентные родители
Эта группа родителей невелика. К ней относятся
те, кто хорошо осведомлен о возрастных особенностях своего малыша, может
применять свои знания на практике. Компетентные родители и ребенка
знают, и эмоциональную поддержку ему оказывают, и главное, хорошо
чувствуют и понимают его.
Они не испытывают страха за то, что могут
оказаться «плохими» родителями, и не переносят чувство страха и вины на
своего ребенка. Компетентные родители готовы видеть реальную ситуацию, в
которой растет малыш, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять.
Несомненно, это группа благополучных родителей, обеспечивающих условия для
развития собственных детей.
Чем компетентная мама отличается от мамы-интеллектуалки? Интеллектуалка
непоследовательна, «надо» для нее важнее, чем ответ на вопрос, «что ты
сейчас чувствуешь».
К примеру, обе мамы пришли забирать детей из детского сада в конце дня.
Малыши настолько устали, что им тяжело надевать колготки, тем более, что
и мама рядом есть, которая может помочь им это сделать. Дети просят своих
мам о помощи.
Что же делает в такой ситуации мама-интеллектуалка? Она начинает
требовать, чтобы ребенок одевался сам. Малыш уже в слезах, но его мама
категорична: «Ты должен надевать колготки самостоятельно, и я от этого не
отступлю, вне зависимости от обстоятельств». И корректировать свое знание
она не хочет.
А компетентный родитель тоже знает, что ребенок должен надевать колготки
в этом возрасте, но он или отложит требование на другой раз, или попробует
переосмыслить ситуацию: «Ну, давай, на одну ногу натягиваешь ты, а на
другую я». Такое согласование между хорошей информированностью и
достаточно грамотной позицией характерно для
компетентных мам.
Дети компетентных родителей долго и детально
исследуют предмет, им интересно самостоятельно раскрыть все варианты
возможных творческих действий с ним.
Отстраненные родители
Есть еще одна группа родителей, которая
демонстрирует слабую информированность о развитии и воспитании детей. «У
них нет ощущения, что они - родители, и что-то от них что-то
требуется в связи с этим, как будто родительство скрыто от них самих», -
отмечает Е.Л. Горлова. Они
отчужденно относятся к своим малышам. Совместной деятельности практически
не наблюдается, родитель либо сам выполняет что-то за ребенка, либо
предоставляет малышу возможность делать самому, игнорируя его затруднения,
не оказывая ему никакой помощи.
При этом нельзя сказать, что речь идет о социально неблагополучных семьях:
нет, и семьи полные, социально благополучные, и сами родители имеют
высшее образование.
У детей отстраненных родителей отсутствует интерес к активному
исследованию предметов окружающего мира.
Почему же такое родительство случается – особый вопрос, требующий
изучения. Возможно, ребенок был нежеланным, и взрослые психологически не
чувствуют себя родителями, хотя биологически ими являются. Возможно, образ
ребенка, который сформировался во время беременности, резко не совпадает с
реальным малышом.
Таким родителям действительно нужна
психологическая помощь, но запроса на нее у них-то как раз и нет.
Работа родительского клуба
Интеллектуалы, как правило, хорошие помощники на занятиях клуба в тех
случаях, когда надо узнать, где лучше приобрести развивающие игрушки и
книги. Они помогают родителям-интуитивам,
которые этой информацией не располагают. Лишь впоследствии интеллектуалы
начинают отдаваться сердцем общению со своим ребенком.
А интуитивы и компетентные мамы
показывают, как можно любить своего ребенка, потому что главная ценность
для них – их дети, такие, какие они есть. Недостатки общения
интеллектуалов компенсируются эмоциональным общением с этими группами
взрослых. Так что во время занятий у них происходит взаимное обогащение.
«Хорошо, что в родительский клуб приходят такие
разные люди, - считает Елена Леонидовна. - На этой разнице
потенциалов, в диалоге, и дети, и родители начинают понимать, как в
контексте семейной ситуации можно по-разному себя вести. Взрослые
наблюдают, как справляются со своим ребенком другие родители, и учатся у
них. Моя задача заключается не в том, чтобы поменять ценности и смыслы
родителей, а в том, чтобы поддерживать и обогащать их воспитательные
усилия. Такое общение благоприятно и для малышей: они получают более
полноценное развитие, включаются в более широкий воспитательный контекст».
Результат такого воспитания – психологическое
здоровье ребенка, его счастье и благополучие.
Беседовала
Лада ЛАНСКАЯ
«Психологическая
газета: Мы и Мир» (№11[159]2009)
|